-
+








КНИЖ »  Советуем почитать » 
Мифы в мировой художественной литературе

Мифы в мировой художественной литературе -
Cтаршеклассникам и абитуриентам в помощь написанию сочинений.

Сказки, былины, легенды и предания, даже анекдоты – все это отразилось в мировой художественной литературе. Творческие люди часто опираются на то, что было создано до них. Так знаменитые пушкинские сказки родились на основе сказок, услышанных Пушкиным в детстве от няни и бабушки; знаменитый Дон Жуан появился благодаря народным легендам о герое-любовнике…
Мы предлагаем Вашему вниманию выборочный библиографический список статей, посвященных мифологическим истокам народных сказок и авторских литературных текстов. Надеемся, что эти материалы помогут Вам правильно оценить образы героев, мотивы их поступков, да и творчество писателей в целом.

Мифология в литературе

Богданова, С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы "Снегурочка" // Литература. - 2000. - N 1. - C. 10-11.

Борисенко, А. Льюис Кэрролл : мифы и метаморфозы / А. Борисенко, Н. Демурова // Иностранная литература. - 2003. – N 7. - C. 195-207 : портр.

Брюхова, Д.  Кто же автор "Сказки о рыбаке и рыбке"? / Д. Брюхова // Автобус. - 2003. – N 2. - С. 21-23 : ил.
Вопрос, который вынесен в заглавие статьи, может показаться странным. Все знают - эту сказку написал А. С. Пушкин. Однако многим  ли известно, что Пушкин позаимствовал этот сюжет?

Грачева, И. В. Фольклорные мотивы в повести А. П. Чехова "Степь" / И. В. Грачева // Литература в школе. - 2002. – N 7. - C. 7-10.

Дмитриева, Е. Вий - кто он? / Е Дмитриева // Наука и жизнь. - 2002. – N 8. - C. 56-59.
Как возник образ, откуда появился? Кто он - Вий и что мы знаем о нем?

Кто такой Вий? // Вокруг света. - 2003. – N 11. - C. 106 : ил.
Мифологический истоки повести Н. В. Гоголя "Вий", фольклорные прототипы Вия

Курчаткин, А.  Микула Селянинович русской словесности / А. Курчаткин // Смена. - 2002. – N 7. - С. 4-15 : портр.
Рассказ о жизни и творчестве Н. С. Лескова. Фольклор в творчестве писателя. Анализ двух рассказов: "Разбойник" - самого первого рассказа  Н. С. Лескова и рассказа  "Овцебык".

Левин, Л. Барон Мюнхаузен - реальность и миф / Л. Левин // Наука и жизнь. - 2004. – N 3. - С. 90-96 : фото. цв.
Что связывает барона Мюнхаузена с Россией? Насколько случайны в созданных Р. Э. Распе новеллах "русские декорации"? Основные факты биографии знаменитого выдумщика.

Ломан, О. В. "Наш был скор на язык!" : рассказы о Пушкине крестьян Псковской губернии / предисл. и публикация Холшевниковой Е. // Нева. – 1999 .- N 6. - C. 34-71.

Нестерова, Т. П.   Историзм в русской поэзии первой половины XIX века. Сказочно-богатырский герой / Т. П. Нестерова // Литература в школе. - 2003. – N 8. - С.8-11 : цв. ил.
В 1810-е годы поэты арзамасского круга (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и др.) разрабатывали жанр "русской поэмы" на фольклорно-историческом материале. Замысел арзамасцев о русской поэме воплотил и А. С. Пушкин, написав "Руслана и Людмилу".

Опарин, И.   Верона - город любви / И. Опарин // Смена. - 2004. – N 8. - С.4-11 : фото. цв.
Этот итальянский город знает весь мир благодаря В. Шекспиру и героям его бессмертной трагедии "Ромео и Джульетта". Впервые имена влюблённых появились на страницах книги  Луиджи да Порто "История благородных любовников".

Первушин, С.  Дон-Жуан : мифы и легенды / С. Первушин // Всемирный следопыт. - 2002. – N 10. - С.45-49.
Существовал ли на самом деле Дон-Жуан? Когда впервые в литературе появился этот герой?

Плясунова, Д. Мифотворчество в лирике Ф.М.Тютчева 30-х годов // Литература. - 2000. - N 25. - C. 13.

Рогалев, А. Ф. "У Лукоморья дуб зеленый..." / А.Ф.Рогалев // Литература в школе. - 2002. – N 8. - C. 19-21.
Мифологическая символика слов и образов Пушкинского вступления к поэме "Руслан и Людмила".

Телегин, С. М.  А. Н. Афанасьев : мифологический взгляд на природу и человека // Литература в школе. - 1997. - N 3. - C. 69-79.
Творчество известного русского литературоведа и фольклориста Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871), собирателя и обработчика русских народных сказок.

Урбан, А.   Откуда есть пошёл остров Буян / А. Урбан // Эхо планеты. - 2004. –N 31. - С. 47 : карты.
"Мимо острова Буяна в царство славного Салтана...". Оказывается, в Балтийском море есть остров Рюген, который в славянской мифологии известен как Руян или Буян. А на Буяне есть славянская крепость, прославившая остров.

Фалеев, Д.  Легенда о Синей Бороде / Д. Фалеев // Всемирный следопыт. - 2004. -N22. - С.92-99: портр.
У Синей Бороды был реальный прототип - бретонский барон Жиль де Рэ, маршал Франции, ближайший сподвижник Жанны Д`Арк

Сказочно-былинная мифология


Епатко, А. Загадка Ильи Муромца
/ А. Епатко // Всемирный следопыт. - 2004. – N 18. - C. 47-53.
Существовал ли на самом деле Илья Муромец, или это только былинный персонаж?

Кореньков, О. Колоритный и противоречивый образ // Чудеса и приключения. -2001. - N 5. - C. 56-57.
Образ Бабы Ягы в русском фольклоре.

Мехнин, А. Сказание о Змее Горыныче - двигателе прогресса // Химия и жизнь. XXI век. - 2000. - N 1. - C. 58-61.
Родословная Змея Горыныча, мифологические сюжеты с его участием.

Страна старинная - сторона былинная // Демин В. Н. Тайны русского народа. - М., 1999. - C. 242-261.
Былинные образы Владимира Красное Солнышко, Ильи Муромца и др. (прототипы и исторический фон).

Шиков, Е. В. Кого взял в жены Иван Царевич? / Е. В. Шиков // Домашний лицей. - 2002. – N 4. - С. 45-47. - Библиогр. в конце ст. (6 назв.)
Кто такая Царевна-лягушка? И было ли вообще чудесное превращение?

Щербаков, В. Путешествие Гильгамеша в Россию // Чудеса и приключения. - 1999. - N 3. - C. 38-40.
Русский карельский эпос об Илье Гильгамеше (он же Илья Муромец) создан на основе древнейших песен Шумера.

Щербаков, В. Царевна-лягушка : подлинная биография // Совершенно секретно. - 2001. - N 5. - C. 46-47.
Истоки сказки о Царевне-Лягушке, когда и как родился этот сказочный образ.

Щербинина, О. Богатырский сон и живая вода // Родина. - 1997. - N 6. - C. 99-102.
Русские народные сказки воссоздают жизненный уклад, психологию, верования, представление об окружающем мире наших пращуров. Основные элементы сказок: богатырский волшебный сон, живая и мертвая вода, существа иного мира и их отношения с обычными людьми.








© 1996 - 2013 Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С.Пушкина
Все права защищены