-
+








О БИБЛИОТЕКЕ »  Подразделения »  Отдел хранения фондов » 
Произведения М.Ю. Лермонтова
 

Неисчерпаемый мир М. Ю. Лермонтова

 


«К нам Лермонтов сходит, презрев времена…»
В. В. Маяковский


Каждый народ гордится своими гениями, как Англия гордится Байроном, Германия – Гейне, Польша – Мицкевичем, Россия гордится Лермонтовым. Явившись вслед за гением Пушкина, он прожил всего двадцать шесть лет, но успел создать много шедевров. В зале истории детской книги собраны издания М. Ю. Лермонтова, которые входят в золотой фонд нашей библиотеки.

 

 

1. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений : В 2 т. / М. Ю. Лермонтов ; под ред. В. В. Чулко ; худож. В. А. Поляков. – 5-е стереотип. изд. – Санкт-Петербург ;  Москва : Изд. поставщиков Его Императорского Величества Т-ва  М. О. Вольф, [1913]. – Изд. конволют. – Содерж. : Т. 1. –  XIV, 304, VI с. : ил., [1] л. портр. ; Т. 2. –  366, VIII с. : ил. 

Конволют включает юношеские сочинения поэта, отрывки и письма. Первый том содержит лирические стихотворения; песни, романсы, баллады; сказки; переводы; поэмы. Интересны стихотворения, известные только в немецком переводе Боденштедта. Здесь же помещено неизвестное ранее стихотворение, сообщенное во французском переводе А. Дюма.
В биографическом очерке представлено десять иллюстраций с видами мест, связанных с пребыванием поэта. Во второй том вошли драматические произведения; романы, повести и прозаические отрывки; юношеские драмы; письма. В приложении приводятся показания по делу о стихах на смерть Пушкина; по делу о дуэли с Барантом;  заметки и сюжеты в тетрадях. В заключении представлен алфавитный указатель к произведениям. 
Собрание «одето» в синий цельнотканевый переплёт. Обложка подарочного издания декорирована растительным орнаментом и портретом автора. Надписи на корешке и обложке позолочены. Обрез окрашенный. Произведения проиллюстрированы «41 отдельными картинами» художника В. А. Полякова. Дополняют художественное оформление книги многофигурные заставки и рамки.

2. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений : [В 1 т.] / М. Ю. Лермонтов ;  предисл. А. Краков ; рус. критич. литер. П. Савченко ; перепл. тип. и перепл.-футл. произв. И. Когана. – 1-е изд. – Екатеринослав : Изд. Л. М. Ротенберга, 1913. – LV, 660, VII c. ;   [1] л. портр. : ил. – Дарственная надпись на авантитуле : «Славному человеку и талантливому художнику в воспоминание о конце 21-го года. От Анжелики Ефимовой». 

Издание в типографском картонно-коленкоровом  голубом переплете с золочением и конгревным тиснением  на обложке и корешке, с окрашенным обрезом, заставками и рамками растительного орнамента.
Полное собрание сочинений в одном томе состоит из трех основных разделов: стихотворения, драматические произведения, проза и письма.  Заметки, сюжеты из тетрадей Лермонтова или входят в его биографию, или напечатаны как приложение к ней. В книге впервые приведена стенограмма разговора Михаила Юрьевича с царем по поводу стихотворения «На смерть поэта».
В примечании представлено значительное число указаний автобиографического и историко-литературного значения, иногда ссылки на академическое издание или указание, где можно найти комментарий по интересующему фрагменту данного произведения. Основной текст книги  предваряют статьи А. Кракова «Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни поэта с попутным выяснением некоторых сторон его личности и деятельности, с приложением заметок, сюжетов и других материалов, не вошедших в очерк, но характеризующих рост его поэтического гения»  и П. Савченко «Русская критическая литература о творчестве Лермонтова». В конце издания дан алфавитный указатель к произведениям поэта.
В книгу включены иллюстрации Л. О Пастернака, В. Е. Маковского, А. М. Васнецова, В. М. Васнецова, К. А. Трутовского, К. А. Савицкого, И. Е. Репина, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля и др.  На фронтисписе портрет М. Ю. Лермонтова и факсимиле  автографа поэта. На титульном листе представлены издательская и типографская марки Л. М. Ротенберга  и И. Когана.

 

 

3. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений: [В 5 т.] : Т. 1-4 / М. Ю. Лермонтов ; ред., авт. прим. Д. И. Абрамовича ; перепл. фабрики Ф. Кана. – 2-е изд. – Петроград : Изд. Разряда изящной словесности Императорской Академии Наук, 1916. - (Академическая библиотека русских писателей).

В 1910-1913 годах вышло последнее дореволюционное академическое издание произведений М. Ю. Лермонтова под редакцией историка русской литературы, филолога-слависта, сотрудника Публичной библиотеки Дмитрия Ивановича Абрамовича (1873 – 1955).  Научный подход к тексту, наличие обширного справочного аппарата, большое количество факсимиле рукописей поэта, великолепно оформленные иллюстрации, специально отпечатанные в типографии Голике и Вильборг, сделали собрание весьма востребованным у публики. В 1916 году вышло второе издание с незначительными исправлениями.
Произведения представлены в хронологическом порядке, так как, по мнению составителей, «при всяком другом распределении материала трудно было бы избежать излишнего субъективизма и даже  произвола». Ввиду того, что некоторые тексты не были датированы, то редактор при распределении их придерживался того порядка, в каком они следуют в тетрадях автографов. Комментарии содержат указания на источники произведений и сопоставление их с русскими и западно-европейскими аналогами.
В качестве иллюстраций к тексту даны воспроизведения всех существующих портретов Лермонтова и значительное количество репродукций с рисунков и картин самого Михаила Юрьевича.
Многотомник стал вторым (после полного собрания сочинений А. В. Кольцова) изданием, вышедшим в серии «Академическая библиотека», и явился итогом дореволюционного лермонтоведения.

4. Лермонтов, М. Полное собрание сочинений : [В 1 т.] / М. Ю. Лермонтов ; ред. К. Халабаева, Б. Эйхенбаума ; обл. С. Чехонина ; рис. В. П. Белкина. – 5-е изд. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1931. – 831 с., [1] л. портр. : ил.

Скромно оформленный однотомник является  пятым изданием первого советского  собрания сочинений Лермонтова 1926 года. Оно было полностью проверено по всем доступным источникам, был учтен опыт наиболее авторитетных изданий, начиная с 1860 года. В структуре книги редакторы пытались совместить жанрово-хронологический принцип  с принципом «авторской воли», выделяя, в пределах каждого раздела то, что было в прижизненных изданиях поэта. Композиция тома оказалась сложной и спорной. Но структурные поиски были учтены массовыми изданиями. В приложении представлены стихотворения, приписываемые Лермонтову, его переводы и письма.  
В книге представлены графические работы Вениамина Павловича Белкина (1884 – 1951). Ученик  В. Э. Борисова-Мусатова, художник получил широкую известность в 1918 году, исполнив панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919-1921 годах Белкин работал над эскизами тарелок для Ленинградского фарфорового завода. Известны открытки с его живописными работами, выпущенные Общиной Св. Евгении. В 1931 году для данного  собрания он выполнил сюиту из пятнадцати рисунков. Лучшими можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» и «Фаталист». Позднее художник не раз иллюстрировал произведения великого русского поэта.

 

5. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений : [В 5 т.] : Т. 1-4 / М. Ю. Лермонтов ; ред., авт. примеч. Б. М. Эйхенбаум ; перепл. И. Ф. Рерберга ; суперобл. М. В. Ушакова-Поскочина. – Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1935-1936. – Суперобложка, ляссе. – На форзаце томов 3,4 надпись: «Из книг Ю. Я. Баскина».

Выход в свет первого советского академического издания М. Ю. Лермонтова совпал с выходом аналогичных томов произведений А. С. Пушкина. Были привлечены к работе молодые ученые - И. Андроников, Б.  Бухштаб, В. Мануйлов и др. В справочно-библиографическом отношении собрание остается лучшим современным изданием поэта. На его основе сложился тип полных и избранных собраний сочинений Лермонтова.  
Тома изобилуют большим количеством иллюстративного материала, факсимиле рукописей, рисунков поэта. Над оформлением работали лучшие мастера книжного дела – И. Ф. Рерберг и М. В. Ушаков-Поскочин. Иван Федорович Рерберг (1892 -1957) – иллюстратор, рисовальщик, архитектор, гравёр, автор более пятидесяти экслибрисов и непревзойденный мастер в области оформления книги. Созданные им на протяжении более чем тридцати лет работы определили стиль издательства «Academia». Обложки томов декорированы позолотой и конгревным тиснением, восхищают строгой сдержанностью, выразительностью композиции.
Тома 3 и 4 принадлежали доктору юридических наук, профессору Юрию Яковлевичу Баскину  (1921 – 2006).

6. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений : [В 4 т.] : Т. I, III-IV / М. Ю. Лермонтов ; ред. Б. М. Эйхенбаум ; худож. П. Е. Заболотский ; перепл., титул и заставки М. Ушакова-Поскочина. – Ленинград : Художественная литература, 1939- 1940.

Издание сложилось на основе собрания, вышедшего в «Academia». В отличие от академического, оно содержит сокращённый комментарий. Тексты поэта напечатаны по автографам и копиям, хранящимся в Пушкинском Доме, Государственном Историческом музее, главных библиотеках страны. Редакция многотомника  была сделана видным литературоведом Борисом Михайловичем Эйхенбаумом  (1886 - 1959).
В первый том вошли юношеские стихотворения,  переводы и стихотворения, приписываемые Лермонтову. Третий том включает драмы и трагедии, приложения, примечания. В четвертом представлены прозаические произведения, письма, «Панорама Москвы»,  заметки, планы, сюжеты.
Издание иллюстрировано работами как самого поэта, так и великих русских  художников - Д. Кардовского, В. Серова, В. Верещагина,  И. Репина, К.  Савицкого, М. Врубеля, А. Головина. Гравюры-заставки выполнены известнейшим театральным художником, плакатистом, графиком, оформившим более двухсот книжных изданий  Максимом Владимировичем Ушаковым-Поскочиным (1893 - 1943).

7. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : Т. 4 - 10 / М. Ю. Лермонтов. – Париж : [Изд. журнала "Иллюстрированная Россия"], 1939. – (Библиотека "Иллюстрированной России"). – Приложение к «Иллюстрированной России» на 1939 г. - Тип. «Либрис» (Эстония, Таллинн).

Издание подготовлено в качестве приложения самого большого литературно-художественного журнала для русской эмиграции в Париже «Иллюстрированная Россия», который выходил с 1924 по 1939 год. Основатель и первый редактор М. П. Миронов ориентировал журнал на широкие слои русской эмиграции и проводил в жизнь установку на внепартийность. В последующие годы редактором был А. И. Куприн. В редколлегию журнала входили И. А. Бунин, З. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцев, Д. С. Мережковский и И. С. Шмелев. Публиковались произведения Саши Черного, К. Бальмонта, Дон Аминадо, Б. Зайцева, П.  Милюкова, М. Осоргина, А. Ремизова, Н. Тэффи,  А. Толстого. Благодаря журналу читатели смогли познакомиться с творчеством  советских писателей - М. Зощенко, В. Катаева, С. Есенина, К. Чуковского, Ю. Олеши, М. Булгакова. Редакция сумела привлечь выдающихся художников: Ф. Малявина, К. Коровина, Б. Зворыкина, И. Билибина, А. Бенуа. 
За пятнадцать лет существования вышло 748 номеров, повествующих обо всех сторонах жизни русской эмиграции, об основных направлениях в литературе  и искусстве. Часто печатались автографы и рукописные материалы, найденные за границей и не известные в России.
С 1929 года появилось бесплатное литературное приложение к журналу (24 выпуска в год). В рамках этого приложения и вышли произведения М. Ю. Лермонтова. Скромно изданные томики  произведений в мягком переплете без титульных листов, оглавлений, ссылок, примечаний  и иллюстраций. На обложке представлены выходные данные книги и условия подписки на журнал «Иллюстрированная Россия».

8. Лермонтов, М. Ю. Сочинения [В 2 т.] : Т. 2 / М. Ю. Лермонтов ; под ред. П. А. Ефремова. – 5-е изд. – Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца Глазунова, 1882. –  Суперэкслибрис на корешке «С. М. Семеновой». –  Надпись на титуле : «Исполитов».

Издание во владельческом синем переплете с тиснением на обложке и корешке. Сочинения вышли в 1873 году и базировались, прежде всего, на издании С. С. Дудышкина 1860 года. Библиограф, историк литературы П. А. Ефремов уточнил и исправил некоторые тексты. В его работе отразилась характерная для конца XIX века методика текстологического чтения рукописи. Основной задачей издателя считалось достижение максимальной полноты текстов, вплоть до вариантов черновых автографов; главное внимание обращалось на правильность прочтения рукописного текста.
В ЦГДБ им. А. С. Пушкина представлены два экземпляра шестого издания. Оба - во владельческих переплетах с крашеным обрезом.

9. Лермонтов, М. Ю. Сочинения / М. Ю. Лермонтов. – Санкт-Петербург : Изд. Глазунова, 1891. – 460 с., [1] л. портр. – На форзаце надпись: «Степанову Владимиру Степановичу».

Однотомное издание восхищает издательским переплетом, выполненным изысканно и с большим вкусом. В центре - лира, ветка лавра. В рамке с орнаментальными уголками -округленная, стилизованная под древнерусскую, надпись «Лермонтов». Корешок также декорирован орнаментом и золоченой надписью «Сочинения Лермонтова».
Помимо биографического очерка в издание вошли стихотворения из писем, отрывки из незаконченных повестей, а также варианты и примечания к публикуемым произведениям поэта.

10. Лермонтов, М. Ю. Сочинения / М. Ю. Лермонтов. - Москва : Изд. М. Конради, 1914. - 191 с., [1] л. портр. : ил. ; [75х134] мм. - Типо-литография Т. А. Подрезкова.

Малоформатное, оригинальное издание, размером напоминающее плитку шоколада. На картонной обложке с тиснением на фоне растительного орнамента в стиле модерн портрет поэта, фабричная марка шоколадной фабрики М. Конради. В иллюстрированное издание вошли наиболее известные стихотворения Лермонтова, поэмы «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри», «Беглец», «Измаил Бей».
Конфетная и шоколадная фабрика «М. Конради» была основана в 1853 году выходцем из Швейцарии Морисом Конради и принадлежала к числу крупнейших кондитерских предприятий Санкт-Петербурга. Печатная продукция «М. Конради» служила дополнительной рекламой шоколадных конфет. Кроме произведений Лермонтова, в начале ХХ века фирмой была выпущена серия открыток с изображением детей.

11. Лермонтов, М. Ю. Избранные произведения : [В 2 т.] : Т. 1 : Стихотворения и поэмы : 1828 - 1835 / М. Ю. Лермонтов ; [вступ. ст. и прим. Д. Максимова ; худож. Л. Хижинский].  –  3-е изд. – Ленинград : Советский писатель, 1957. –  411 с., [1] л. ил. - (Библиотека поэта. Малая серия). – На форзаце экслибрис «Из собрания Б. и С. Дуковичей».

В первый том входят лучшие или наиболее характерные стихотворения и поэмы, написанные Лермонтовым в 1828-1835 годах. Эту часть своих произведений поэт к печати не предназначал. Из них при его жизни были опубликованы всего лишь четыре стихотворения – «Весна», «Русалка», «Ангел», «Парус» –  и поэма «Хаджи Абрек». В книге представлены факсимиле автографа стихотворения «Стансы» (1830) и  иллюстрация с картины Лермонтова «Кавказский вид с саклей».
Издание принадлежало семье Дуковичей. Борис Николаевич Дукович (1925 – 1999) – член Секции книги и графики Дома учёных им. М. Горького РАН, преподаватель, библиофил, собиратель репродукций картин, графики, открыток. Экслибрис-наклейка с изображением силуэтов кавалера и дамы, сидящей на скамье, был выполнен художником И. Г. Гимельманом в 1969 году.

12. Лермонтов, М. Ю. Бородино / М. Ю. Лермонтов ; рис. А. Кондратьева. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР (ДЕТГИЗ), 1947. – 14 с. : ил. –  (Школьная библиотека).

Стихотворение написано в самом начале 1837 года. Поэт сам отнес его для публикации в литературный журнал «Современник», издаваемый А. С. Пушкиным.  Созданное под впечатлением писем, мемуаров, записок Дениса Давыдова и Надежды Дуровой, воспоминаний двоюродного дяди Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, стихотворение было приурочено к 25-летней годовщине Бородинской битвы.
В этом произведении впервые в русской литературе историческое событие рассказывается рядовым участником сражения.  В. Г. Белинский писал: «… в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». Стихотворение стало лучшим произведением о великом сражении, одним из самых известных творений поэта. Ираклий Андроников писал: «Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые по многу раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные».
Книга иллюстрирована талантливым графиком, членом Союза художников Александром Васильевичем Кондратьевым (1910 - ?). Исполненная им сюита из четырнадцати композиций придаёт особый динамизм, погружает юного читателя в события легендарного прошлого. Заставки, концовки с символами воинской славы и доблести создают особую торжественность.

 

13. Лермонтов, М. Ю. Бородино / М. Ю. Лермонтов ; худож. И. С. Кусков. - Москва : Детский мир, 1961. - 30 с. : ил. ; [80х110] мм.

   Малоформатная книга в коленкоровом переплете вышла в 1961 году в московском издательстве «Детский мир». Созданое в 1957 году на базе Росгизместпрома, в 1962-1963 годах издательство находилось в подчинении Министерства культуры РСФСР. В 1963 году преобразовано в «Малыш». После 1998 года одно из  старейших детских издательств было присоединено к холдингу «АСТ», хотя формально на титуле книг продолжает оставаться марка «Малыша».
   Иллюстратор книги - Иван Сергеевич Кусков – известный книжный график, автор иллюстраций к книгам, которые читали все – «Три мушкетера», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот». Им восхищались коллеги и просто почитатели, называя «вторым Дюрером», «королем иллюстраций». За свою творческую жизнь художник сделал рисунки к ста книгам. Персонажи литературной классики для Кускова как бы оживали, он был соучастником описываемого действия. Интерьеры, пейзажи, костюмы героев поражают своей художественной правдой. В основном, И. С. Кусков работал в технике тушь, перо. Но обращался он и к станковой графике. Художник не имел никаких регалий, званий, но его творчество всегда будет вызывать восхищение у истинных ценителей изобразительного искусства.

14. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени  / М. Ю. Лермонтов ; вступ. ст. С. Дурылина ; ил. Д. Шмаринова ; [перепл., титул, орнам. шмуцтит., макет книги С. Телингатера]. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство детской литературы, 1948. – 240 с., [1] л. портр. : ил. –  (Школьная библиотека).

Написанный в 1837-1840 годах,  роман стал вершиной творчества Лермонтова, гениальным воплощением «веления времени», первым прозаическим философским, нравственно-психологическим  романом в русской литературе. В. Г. Белинский в предисловии к третьему изданию писал: «Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно...». Высоко отозвался о романе и Н. В. Гоголь: «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта...».
Автор вступительной статьи, Сергей Николаевич Дурылин (1877- 1954), литературовед, доктор филологических наук,  автор статей по истории русской живописи, по творчеству  М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, В. М. Гаршина. Одно из его первых исследований по творчеству Михаила Юрьевича, написано в духе философии символизма,  опубликовано в  1914 году в журнале «Русская мысль». Спустя два года в статье «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» профессор рассматривает творчество поэта с точки зрения теории А. Белого. В последующие годы вышли его труды: «Как работал Лермонтов» (М., 1934), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» (М., 1940), «Врубель и Лермонтов» («Литературное наследство», т. 45 –  46, М., 1948).
Издание в твердом переплете с вклеенным портретом автора на обложке, декорированной рамкой в технике конгревного тиснения. Над оформлением книги работали два выдающихся мастера книжного дела - художник Д. А. Шмаринов и книжный оформитель С. Телингатер. Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 - 1999) - график, народный художник СССР. Иллюстратор А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В 1941 году он обращается к творчеству М. Ю. Лермонтова и создаёт девять страничных иллюстраций к «Герою нашего времени». Позднее эта серия была дополнена еще пятью заставками и концовками. Экземпляр, хранящийся в библиотеке, - это первое издание расширенной серии. Рисунок Шмаринова отличается  живописностью, пластичностью, искусной свето-теневой моделировкой, точностью в изобразительной интерпретации произведения, убедительностью передачи исторической среды, характеристик героев. Ученик В. А. Фаворского, график, живописец, мастер иллюстрации и шрифтового искусства Соломон Бенедиктович Телингатер (1903 - 1969)  прекрасно оформил издание. Он был представителем конструктивизма, автором ряда книг и теоретических трудов. Благодаря Телингатеру книга получилась композиционно завершённой, а каллиграфическое изящество шрифта дополнило её оформление. Награжден тремя орденами, медалями, лауреат Гутенберговской премии (Лейпциг, 1963).

15. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов ; гравюры худож. Ф. Константинова. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 257 с. : ил. – На авантитуле автограф: «Необычной Ирине Борисовне Чижовой – женщине-Зевсу… со всеми предыдущими пожеланиями – от Ф. Константинова. 14 дек. 1964». – Суперобложка, ляссе.

Гравюры народного художника СССР Федора Денисовича Константинова (1910 – 1997) являются одними из лучших в истории иллюстрирования Лермонтова.  Глубина проникновения во внутренний мир героев, тонкий психологизм изображенных сцен, оригинальность трактовки образов  в сочетании с высочайшим техническим  мастерством и  ювелирной чеканностью гравировки – отличительные особенности цикла, над которым мастер работал четверть века. Серия была задумана ещё в 1943 году во время пребывания художника на Кавказе.
Представленный в ЦГДБ им. А. С. Пушкина экземпляр является первым изданием с иллюстрациями Константинова.  Серию ксилографий открывает портрет Лермонтова. К повести «Бэла» выполнено двадцать гравюр. Наиболее значительны: «Первое знакомство Печорина с Бэлой» и «Портрет Бэлы». В иллюстрациях к повести «Максим Максимыч» правдивый образ главного персонажа – большая удача  художника.  К «Тамани» Константинов создал три страничных рисунка, полустраничную заставку, семь малых иллюстраций в тексте и концовку. Почти на всех гравюрах этой серии – волнующееся море, освещенное луной. Черные силуэты в контрастном сочетании с бликами света усугубляют впечатление призрачности и таинственности, которыми окрашено повествование. В «Княжне Мери» следует выделить портрет Печорина, в котором  доминируют черты, роднящие его с Мцыри.
Дарственная надпись придаёт  экземпляру  ЦГДБ  особенную ценность. Чижова Ирина Борисовна (1928 – 2008) – искусствовед, исследователь, сотрудник лектория Русского музея. Ею было опубликовано большое количество статей и книг. Ирине Борисовне принадлежит атрибуция портрета внучки великого полководца М. И. Кутузова – Дарьи (Долли) Фикельмон.

16. Лермонтов, М. Ю. Демон / М. Ю. Лермонтов ; худож. А. Эберлинг. – Санкт-Петербург : Изд. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1910. – 64, [20] с., [1] л. портр. : ил. –  Экз. № 19. – Прилож. :  факсимиле рукописи М. Ю. Лермонтова. – На обороте форзаца дарственная надпись : «Морозовой Н. За отличные показатели в академической, военной и спортивно-массовой работе. Приказ директора ЛИКИ от 8 марта 41 г.».

Издание до сих пор может служить образцом полиграфического и художественного исполнения. Особое внимание было уделено декоративному оформлению книги, тщательно продумывались формат, шрифты, качество бумаги, переплёта, характер титульного листа. Знаменитая фирма выпустила роскошные нумерованные экземпляры на бумаге «Верже» в шелковом с золотым тиснением переплете, с золотым обрезом, папье-плюр из тончайшей рисовой бумаги. Издательство «Р. Голике и А. Вильборг» в Петербурге было бесспорно лучше всех других подготовлено для выпуска подобных работ.
В книге присутствует факсимиле рукописи поэмы, которая хранилась в Лермонтовском музее в Санкт-Петербурге, а ныне экспонируется в музее Пушкинского дома. Текст тождествен изданию  «Демона», отпечатанного в г. Карлсруэ в 1857 году в придворной типографии В. Гаспера. Портрет Лермонтова - репродукция с его собственноручного акварельного портрета, подаренного им Варваре Александровне Бахметевой, урождённой Лопухиной.
Иллюстрации выполнены известным художником Альфредом Рудольфовичем Эберлингом (1872 – 1951). Выпускник Академии художеств, учредитель и участник «Общества имени А. И. Куинджи», ученик И. Е. Репина, директор Императорского Общества поощрения художеств, придворный живописец, А. Р. Эберлинг приобрёл известность ещё в дореволюционные годы. Его произведения находятся в Русском и Театральном музеях в Петербурге, в Бахрушинском в Москве, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других стран. В 1909 году журнал «Наша Родина» писал: «Его краски — стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова». Работая над «Демоном», художник с теплотой и нежностью рисует Тамару, передаёт тончайшие оттенки её чувств. Глубоко психологичен и образ Демона, преисполненный трагизма и безысходности.

17. Лермонтов, М. Ю. Демон : Восточная повесть / М. Ю. Лермонтов ; ил. М. А. Врубеля. – [Москва]: Academia, 1937. – 57 с., [6] л. ил. : ил.

Издание примечательно прежде всего иллюстрациями Михаила Александровича Врубеля (1856 - 1910). Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лучшее из созданного им -  цикл рисунков к поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова. «Демон» Врубеля –  это вклад в общечеловеческую сокровищницу духовных ценностей. Созданный художником образ Демона бросал вызов всякой незыблемой истине, всяким мертвым категориям, всякому прекраснодушию.
В книге представлены следующие иллюстрации: «Голова Демона», «Демон сидящий», «Пляска Тамары», «Скачущий всадник», «Демон у стен монастыря», «Тамара и Демон», «Демон поверженный».

18. Лермонтов, М. Ю. Демон : восточная повесть / М. Ю. Лермонтов ; ил. К. В. Изенберг. - Минск : Книжный Дом, 2009. - 94 с., [] л. портр. : ил.

Богато иллюстрированное юбилейное издание поэмы М. Ю. Лермонтова, выпущенное белорусскими издателями, приуроченное к 195-летию поэта и 170-летию написания «Демона». Книга представляет собой наиболее полную, шестую редакцию поэмы, созданную Михаилом Юрьевичем в 1838 году.
При иллюстрировании издания были использованы графические работы художника Константина Васильевича Изенберга, исполненные им в 1897 году. Они были скрупулезно восстановлены, а также переработаны и дополнены в соответствии со значительно увеличенным объемом книги.

19. Лермонтов, М. Ю. Испанцы : трагедия / М. Ю. Лермонтов ; [худож. Д. И. Киплик]. - Москва : Изд. А. Я. Панафидина, 1901. - 131 с. – (Иллюстрированная Лермонтовская библиотека. - № 19) ».

Малоформатная книга в мягком переплете с четырьмя иллюстрациями Д. И. Киплика была издана в серии, состоящей из тридцати двух изданий. 
Дмитрий Иосифович Киплик (1892 - 1942) – живописец, участник многих московских и петербургских художественных выставок, профессор Института живописи и архитектуры имени И. Е. Репина, автор трудов и учебников по технологии живописи.  Участвовал в росписи храма-памятника Александра Невского в Софии, в раскрытии фресок Кирилловской церкви в Киеве.  Произведения Д. Киплика находятся в музеях и частных собраниях России и за рубежом.

 

 

20. Лермонтов, М. Ю. Казначейша  / М. Ю. Лермонтов ; худож. М. В. Добужинский ; [авт. ст. В. Э. Вацуро, А. В. Корнилова]. –  Ленинград : Художник РСФСР, 1983. –  40 с. : ил. – 500 экз. (в т. ч. 60 именных). - В картонажном футляре.

Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии неоднократно: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д. Флавицкий, в 1891 году – К. А. Трутовский. Известностью пользовались картины В. А. Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П. Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). Все перечисленные иллюстрации создавались как самостоятельные, отдельно существующие произведения. В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление.
В библиотеке хранится факсимильное издание книги, отпечатанной в 1914 году петербургской типографией «Р. Голике и А. Вильборг». Поэму М. Ю. Лермонтова «Казначейша» с иллюстрациями Добужинского следует считать последним самостоятельным детищем Кружка любителей русских изящных изданий. Книга большого  формата, отпечатанная шрифтом «Ревильон», содержит удивительно малое количество рисунков. Их всего четыре. Для  роскошного издания, по мнению В. А. Верещагина, этого маловато, учитывая талант Добужинского и превосходное знание им эпохи. При этом шрифтовая обложка, титульный лист, сюжетная иллюстрация на фронтисписе, заставка, концовка, даже марка издательства на обложке – все до мельчайших деталей продумано художником. А. А. Блок отмечал: «…насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику...».

21. Лермонтов, М. Ю.  Маскарад : Драма в 4 д., в стихах / М. Ю. Лермонтов ; худож. В. Панов. - Москва : Дет. лит., 1983. - 190 с. : ил.

Драма «Маскарад» - одно из самых значительных творений Лермонтова. В центре произведения, - Арбенин, человек сложной душевной жизни, разуверившийся во всем, дитя века «блестящего, но ничтожного». Яркое, подарочное, особохудожественное  издание с иллюстрациями художника В. Панова.
Владимир Петрович Панов - заслуженный художник России, член Союза художников, профессор. Иллюстрировал русскую классику. Сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Детская литература». Оформил более двухсот книг, участвовал в книжных выставках. Является автором брошюр: «Искусство силуэта» (2005), «Иллюстрация в книге» (2001), «Статьи: Путешествие в XIX век» (1999) и др. Рисунки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» -  его дипломная работа в МГХИ им. В. И. Сурикова.

22. Лермонтов, М. Ю. Песня про купца Калашникова : поэма / М. Ю. Лермонтов ; [худож. М. Е. Малышев]. – 10-е изд. – Санкт-Петербург : Изд. Ф. Павленкова, 1912. – 28 с., [1] л. портр., [6] л. ил.  – (Иллюстрированная Лермонтовская б-ка. - № 6). – Тип. М. Меркушева. – На форзаце экслибрис «Г. Кирзнер».

«Песня…» — историческая поэма в народном стиле, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Спустя год она была опубликована в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Читающая публика встретила поэму с искренним восхищением.  В. Г. Белинский  писал: «поэт вошел в царство народности, как ее полный властелин». По мнению А. В. Кольцова «таких сильных стихов еще не было в литературе».
Выпущенная издательством Ф. Павленкова, эта малоформатная книжечка в мягком розовом переплете с портретом М. Ю. Лермонтова, открыла серию книг «Иллюстрированной лермонтовской библиотеки». Все тридцать книг серии, включающих основные эпические произведения Лермонтова,  впервые были напечатаны к сентябрю 1891 года. Каждое произведение издавалось отдельно и выходило тиражом в 6100 экземпляров.  Благодаря низкой стоимости, 3 – 25 копеек,  книги  были доступны даже самым малообеспеченным слоям населения.
Автором шести  иллюстраций является  живописец,   рисовальщик, автор детских книг, поэт, художественный критик Михаил Егорович Малышев. Участник многих выставок «передвижников» в 1890 - 1910 годах, он увлекся карикатурой, отражающей наиболее острые вопросы политики и культуры. В течение многих лет он сотрудничал в юмористических журналах «Стрекоза», «Осколки». Его книга «Как мой дед с французами воевал» выдержала около десяти изданий. С работы над рисунками к поэме Н. А. Некрасова «Мороз,  Красный нос» началась его деятельность в качестве иллюстратора. Им также были сделаны иллюстрации к произведениям  А. Пушкина (более двухсот), А. Кольцова, В. Короленко, В. Гаршина. Работы художника экспонируются во многих музеях России, в том числе и Государственной Третьяковской галерее.

23. Лермонтов, М. Ю. Песня про купца Калашникова : поэма / М. Ю. Лермонтов ; худож. И. Я. Билибин ; макет изд. и худож. ред. Н. В. Ильина.  –  Москва : Гослитиздат, 1943. - 20 с. : ил. 

«Песня… » была издана в сложный для всей России военный 1943 год. Книга восхищает изысканностью и великолепием оформления. Иллюстрации, вошедшие в золотой фонд отечественной книжной графики, способ размещения печатного материала, оригинальная брошюровка на атласной тесьме, высокосортная бумага  – делают издание исключительным явлением в искусстве отечественного книгоиздательства военного времени.
Книга иллюстрирована одним из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создателем особого типа иллюстрированной книги, участником объединения «Мир искусства», театральным декоратором  И. Я. Билибиным (1876 –  1942).  Впервые к этому лермонтовскому произведению художник обратился в 1904 году, создав две иллюстрации – «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» и «Пир у Ивана Грозного». В 1938 – 1939 годах, получив заказ, он заканчивает сказочную сюиту. «Государственное издательство  могло бы поручить мне и «Демона» и «Мцыри», но заказало именно «Купца Калашникова», ибо знало, что мне, Билибину, он ближе по своему духу и строю», –  впоследствии вспоминал художник. Образы героев выразительны и поэтичны, художнику удалось передать заносчивость Кирибеевича, спокойную уверенность купца, смятение его жены. Русская архитектура, костюмы, предметы быта воссозданы с большим знанием эпохи. Все элементы оформления подчинены общему художественному замыслу, создают единый ансамбль.
Уникальность  книге придаёт дарственная надпись «Дорогой товарищ Зелманова, Е. Г! Ленокогиз горячо поздравляет Вас с Международным Женским днем – 8 Марта, желает успешной и плодотворной работы на многие годы. Управляющий Ленокогизом. 8 / III. 44.».        

24. Лермонтов, М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов ; худож. С.С. Соломко. – Санкт-Петербург : Изд-во А.С. Суворина, 1897. - 26 с. : ил.

 «Песню…» оформлял художник, график, акварелист Сергей Сергеевич Соломко (1867-1928). Он создал более тридцати полностраничных иллюстраций, заставок и концовок. Мастер своего дела, С. С. Соломко специализировался на создании рисунков на исторические и аллегорические сюжеты. Сцены из боярской жизни и иллюстрации к русским сказкам были постоянным лейтмотивом его творчества.
Работая над шедевром М. Ю. Лермонтова, художник тщательно прорисовал многочисленные бытовые детали. Особенно удачно выписаны костюмы героинь поэмы – нарядные кокошники, роскошные накидки, богато украшенные платья и душегреи. Мир далекого прошлого становится для читателей реальностью. Удивительный синтез стихов великого русского поэта и работ великого русского художника стал возможным благодаря стараниям великого русского издателя – А. С. Суворина (1834-1912).

25. Лермонтов, М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова : поэма / М. Ю. Лермонтов ; [худож. А. А. Радаков]. –  Петербург : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. –  23 с. : ил.  – (Народная библиотека).

С этой малоформатной, скромной книги в 1919 году было начато издание произведений русских классиков в серии  «Народная Библиотека». Вслед за ним еще пять выпусков этой серии были посвящены М. Ю. Лермонтову.
С обратной стороны обложки-титула подписанный «Правительств. Комиссаром Лит.-Изд. Отд.» П. И. Лебедевым текст: «Все сочинения М. Ю. Лермонтова монополизированы  Российской Федеративной Советской Республикой на пять лет, по 31 декабря 1922 г. Никем из книгопродавцев указанная на книге  цена не может быть повышена  под страхом ответственности перед законом страны».
Автор иллюстраций – Алексей Александрович Радаков (1877-1942) – мастер сатирической графики, издатель, театральный декоратор, режиссер, аниматор, основатель артистического кабачка «Петрушка». Некоторое время сотрудничал в журналах «Сатирикон», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил». Тесными дружескими отношениями был связан с К. Чуковским, А. Бенуа, М. Горьким, А. Аверченко, В. Лебедевым, В. Маяковским, Сашей Черным, Тэффи,  В. Конашевичем. Серия плакатов «Против неграмотности», созданная в 1920 году в манере «современного лубка»,  была отмечена  золотой медалью на Всемирной выставке 1925 года в Париже. В 1934 – 1935 годах работал в коллективе экспериментальной мультипликационной мастерской под руководством В. Ф. Смирнова, позже — на «Мосфильме», как художник-постановщик и режиссер. Сотрудничал с «Союзмультфильмом». Преподавал на курсах мультипликации при Доме Печати в Москве. Иллюстрации художника к «Песне…» отличаются своеобразием трактовки образов, весьма декоративны, отражают наиболее эмоционально-яркие эпизоды текста.

 

26. Лермонтов, М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов ; рис. П. Коровина. – Москва ; Ленинград : Центральный комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи Издательство Детской литературы, 1938.  –  31 с. : ил.  – (Книга за книгой).

Серия «Книга за книгой» была одна из наиболее любимых. На этих книгах, по самым скромным подсчетам, выросло четыре поколения читателей. Небольшой формат, твердый переплет, удачная брошюровка, крупный шрифт, постраничные сноски устаревших слов делают книгу удобной в постоянном обращении.
Особую остроту восприятия художественного произведения создают иллюстрации Петра Ивановича Коровина (1857 – 1919). Тонкий, проникновенный художник, даёт возможность погрузиться в глубину веков – в эпоху царя Иоанна Грозного. Иллюстрации отличаются реалистичностью трактовки образов, сложносочиненной композицией, тщательной проработкой деталей быта русской старины.

27. Лермонтов, М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова  / М. Ю. Лермонтов ; [худож. И. Я. Билибин]. –  Москва : Изд. Дом Мещерякова, 2011. –  30 : ил. – [Репринт].

 «Издательский дом Мещерякова» - независимое издательство, уже добившееся известности на российском книжном рынке. Первые же книги, выпущенные им, обратили на себя внимание как профессионалов книжной отрасли, так – и это главное – читателей. Книга полностью повторяет издание 1943 года с иллюстрациями И. Я. Билибина.

28. Лермонтов, М. Ю. Стихи и поэмы / М. Ю. Лермонтов ; предисл. В. А. Мескин ; худож. Г. Юдин. - Москва : Махаон, 2013. - 158 с., [1] л. портр. : ил. - (Классная классика).

В книгу вошли избранные стихотворения и поэмы великого русского поэта. Открывает издание стихотворение «Парус», которое составители считают своеобразным эпиграфом ко всему творчеству поэта. Описание гордого белого паруса на фоне штормящей стихии, готового поспорить с бурей, отражает существенные черты характера автора. «Бородино», «Смерть поэта», «Пророк», «Мцыри», «Демон» и другие произведения «поэта мятежного духа» украшают этот, созданный с большим вкусом, сборник.
В издании использована литография с акварельного портрета М. Ю. Лермонтова, созданного К. А. Горбуновым. Иллюстрировал сборник Георгий Николаевич Юдин. Заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского. Обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987). В 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Х. К. Андерсена.

Знакомясь с биографией поэта…

29. Андроников, И. Лермонтов : Новые разыскания / Ираклий Андроников ; ред. Е. Книпович. – [Л.] : Советский писатель, 1948. – 166 с., [1] л. портр.

Ираклий Луарсабович Андроников (1908-1990) - литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Доктор филологических наук. Ещё в годы учёбы в университете он начал исследования творчества М. Ю. Лермонтова. В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова» и в том же году был принят в Союз писателей СССР. В 1947 году И. Л. Андроников защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове», а уже в 1948 году выходят его книга «Лермонтов : Новые разыскания». Интересен факт: «Лермонтовская энциклопедия», вышедшая в 1981 году и подготовленная Виктором Мануйловым, стала итогом труда этого исследователя, при этом право написать вступительную статью к «Энциклопедии» Мануйлов уступил именно Ираклию Андроникову, как непревзойдённому знатоку биографии Лермонтова.
Издание представляет результаты некоторых разысканий о Лермонтове, которые имеют принципиальное значение и представляют общий интерес. Первая и вторая главы посвящены выяснению автобиографической основы юношеской лирики и драмы «Старинный человек». В третьей главе исследованы источники «Вадима». Следующие главы разысканий о Лермонтове посвящены изучению его общественно-политических взглядов. В этой работе рассматривается стихотворение «Бородино» и доказывается общность патриотических взглядов М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

30. Ваш Лермонтов : Стихотворения. Поэмы. Драма. Проза. Живопись. Рисунки. Автографы. Хроника жизни и творчества / [сост. Н. Н. Скатов, С. А. Бойко ; ил. В. Тропинина, М. Зичи, Л. Пастернака и др.]. –  Москва : Изд. Центр «Классика», 2004. –  606 с., [1] л. портр. : ил. –  Ляссе.

Роскошно оформленное литературно-художественное издание в кожаном переплете с тиснением, специальными металлическими вставками, золотым обрезом, шелковым ляссе, кожаным капталом будет настоящим подарком для тех, кто любит книгу, кто трепетно относится к бессмертным творениями Лермонтова.
Предваряет текст вступительная статья члена-корреспондента РАН Н. Н. Скатова. В приложении – хроника жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. В сборник вошли наиболее известные поэтические и прозаические произведения. Составители рассматривают творчество Лермонтова в контексте общеевропейской культуры, проводят параллели с творчеством А. С. Пушкина, ведь, по словам Н. Некрасова, «такие явления, как Пушкин и Лермонтов, всегда были и будут в мире поэзии явлениями редкими, исключительными».
В издании, подготовленным совместно Институтом русской литературы, Российской Академией наук и Международным Пушкинским Фондом «Классика» впервые воедино были собраны наиболее удачные портреты поэта, иллюстрации к его произведениям, петербургские и кавказские пейзажи. Репродукции с картин известных художников - В. Полена, К. Маковского, В. Васнецова, И. Репина, М. Врубеля, И. Билибина восхищают качеством иллюстративного материала. Впечатление погружения в мир поэта усиливают фрагменты рукописей Лермонтова, фотографии личных его вещей, хранящихся в различных музеях России.

31. Висковатый, П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов : Жизнь и творчество : [Факс. изд. 1891 г. : Кн. 1] / П. А. Висковатый. –  Москва : Книга, 1989. – 478 с. – В одной суперобложке с Кн. 2.
32. Висковатый, П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов : Жизнь и творчество : Приложение к факс. изд. : [Кн. 2] / П. А. Висковатый ; [авторы вступ. ст. В. А. Мануйлов, Л. Н. Назарова ; авторы коммент. В. А. Захаров, Л. Н. Назарова ; подбор ил. В. А. Захаров ; оформл.  худож. В. Захарова. - Москва : Книга, 1989. –  335 с., [1] л. портр. : ил. – Указ. имен: с. 299-335. – В одной суперобложке с Кн. 1.

Монография П. А. Висковатого, вышедшая в 1891 году в Москве в издании В. В. Рихтера,  - это первая научная биография Лермонтова. Она основана на обширном фактическом материале: документах, письмах, мемуарах, воспоминаниях людей,  хранящихся как в личных коллекциях, так и государственных архивах. Вспоминая о своей работе, биограф писал: «Тщательно следя за малейшим извещением или намеком о каких-либо письменных материалах или лицах, могущих дать сведения о поэте, я не только вступил в обширную переписку, но и совершил множество поездок. Материал оказался рассеянным от берегов Волги до Западной Европы, от Петербурга до Кавказа…». Он его собирал в течение двенадцати лет. Многие мемуары и документы были впервые введены в оборот. Главный труд всей жизни исследователя был приурочен к 50-летию гибели поэта. Первые главы биографического исследования П. А. Висковатый опубликовал в 1881-1885 годах в журналах «Русская мысль» и «Русская старина».
В «Приложении к факсимильному изданию» вошли сведения о Висковатом как биографе, комментарии к его книге, иллюстрации к тексту, указатели произведений поэта и имен.

33. Григорьян, К. Н. Лермонтов и романтизм / К. Н. Григорьян ; Академия наук СССР ; Институт русской литературы. – Москва ; Ленинград : Наука, 1964. – 300 с., [1] л. портр. – На форзаце автогр. : «Дорогому Михаилу Петровичу Берновичу с сердечным приветом. От автора. 6.11.1964. Ленинград».

       Автор книги – Тер-Григорьян Камсар Нерсесович (1911-2004) – литературовед, сотрудник Института Русской Литературы. С 1966 года по 1970 год - заместитель директора ИРЛИ. Доктор филологических наук, профессор. Член Союза писателей СССР и член Союза писателей Петербурга. Автор около 200 научных работ, в том числе 12 книг. Основные его исследования посвящены проблемам теории литературы, истории русской литературы, русско-армянским литературным связям. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, медалями, в т. ч. «За оборону Ленинграда». В книге «Лермонтов и романтизм» автор касается различных вопросов, связанных с романтическими произведениями М. Ю. Лермонтова, - жанра и стиля, эстетических идеалов, личности поэта и его эпохи и др.
Адресат автографа - Михаил Петрович Бернович (1912-1967). Поэт. Первые стихи Михаила Берновича были опубликованы задолго до войны в ленинградских журналах «Литературный современник», «Юный пролетарий», а в послевоенные годы печатались в «Ленинградском альманахе», «Молодом Ленинграде», сборнике «День поэзии».

34. Дуэль Лермонтова и Мартынова : подлинные материалы уголовного дела / [предисл. В. А. Злобина] ; [под. ред. В. Н. Буробина]. - Москва : Адвокатская фирма "Юстина". – Москва : Каталог-БГ, Белый город, 2012. - 191 с., [1] л. портр. : ил. - (Русские судебные процессы). - Библиогр.: с. 60-61.

Книга в тёмно-синей тканевой обложке, которая украшена автопортретом Михаила Лермонтова. В оформлении книги использованы рисунки поэта.
Смерть Лермонтова, так же, как и Пушкина — на дуэли, потрясла общественность России. Возникли различные теории о заговоре с целью убийства, необоснованные теории об обстоятельствах дуэли. В книге содержатся подлинные материалы уголовного дела. Они позволяют установить многие важные обстоятельства дуэли Лермонтова и Мартынова, составить собственное мнение о дуэли, узнать, были ли нарушены правила поединка, и исключить целый ряд ошибочных версий.
Опубликованные документы рассказывают о том, как велось военно-судебное производство по делу в то время и какие обстоятельства принимались во внимание при назначении наказания за участие в дуэли.

35. Корнилов, В. Тарханы : Музей-усадьба М. Ю. Лермонтова / В. Корнилов ; отв. ред. В. И. Вольпин ; обл. худож. Л. П. Зусмана. - Москва : Гослитмузей, 1948. - 70, [1] с. : ил. - (Литературные памятники и уголки СССР / под общ. ред. В. Бонч-Бруевича).

В числе памятных мест, связанных со славным именем М. Ю. Лермонтова, село Тарханы надо признать одним из наиболее значительных. Здесь поэт провел детские годы, которые составили почти половину его короткой мятежной жизни. Книга представляет собой не только описание музея-усадьбы и историю его создания, но и биографические данные, связанные с жизнью Лермонтова в усадьбе. Интерес представляет глава «Предания о Михаиле Юрьевиче Лермонтове». Несмотря на то, что к 1948 году прошло более ста лет со дня гибели Лермонтова, память о нем жива среди граждан села Лермонтово. Воспоминания крестьян о великом земляке вошли в издание.
Дом-музей М. Ю. Лермонтова был преобразован в музей-усадьбу поэта еще в годы Великой Отечественой войны в 1944. Директором его стал Василий Александрович Корнилов, работавший до этого научным сотрудником. В. А. Корнилов вспоминал: «В 1941 году началась война. Моя работа приняла ярко выраженный пропагандистский характер. Я читал лекции в госпиталях — Башмаковском, Поимском, Каменском, в средних школах этих же районов, в совхозах». За годы войны им было прочитано 508 лекций. Частично материалы лекций о М. Ю. Лермонтове вошли в книгу «Тарханы».

36. Мануйлов, В.  М. Ю. Лермонтов / В. Мануйлов ; отв. ред. Н. Гессен. – Ленинград : ОГИЗ : Госполитиздат, 1944. – 52 с. – На форзаце автогр. : «Милой Наталии Эдуардовне Тиме с восхищением и благодарностью за внимание и помощь в работе. С приветом от автора. 15/II 1944. Ленинград».

Книга написана Виктором Андрониковичем Мануйловым (1903-1987) – пушкинистом и лермонтоведом, помощником и учеником П. Е. Щёголева. В годы Великой Отечественной войны В. А. Мануйлов - уполномоченный Президиума Академии наук СССР по Институту русской литературы - остается в осажденном городе. Чтобы не тратить время и силы на ходьбу из дома в институт через занесенный снегом, замерзший город, он поселяется в здании института и вместе с небольшой группой остававшихся в Ленинграде сотрудников несет дежурства на крыше здания, участвует в ликвидации повреждений, в покрытии чердачных перекрытий огнеупорным раствором и мер по сохранению музейных богатств института. Вместе с тем он участвовал в продолжавшейся научной работе института: писал книги и брошюры, организовывал и проводил научные заседания читал лекции в госпиталях и на предприятиях, был членом редколлегии журнала «Звезда».
Книга «М. Ю. Лермонтов»  была подписана к печати в блокаду 8/XII 1943 года и вышла в серии «Гениальные люди великой русской нации». В предисловии автор пишет, что в самом начале Великой Отечественной войны наша страна отметила столетнюю годовщину со дня смерти Лермонтова. В.  А. Мануйлов подчеркивает актуальность книги: «Этот мужественный поэт-патриот, так же как и Пушкин, близок и дорог нам в дни труднейших испытаний жестокой войны». Он показывает новый глубокий смысл произведений Лермонтова «Бородино», «Два великана», «Родина», строк о Москве из поэмы «Сашка» и др.
Данный экземпляр был пожертвован ЦГДБ им. А. С. Пушкина читательницей Надеждой Геннадьевной Тихоновой. Одно время он принадлежал Софье Лазуко, преподавателю института им. А. И. Герцена. Н. Э. Тиме (1910-1995), адресат В. А. Мануйлова, преподавала в Ленинграде в школе №239. Оказала В. Мануйлову помощь в поиске материалов для книги о М. Ю. Лермонтове.

37. «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина / А. Я. Головин ; под ред. Е. Е. Лансере ; сост. М. Д. Беляев, Е. М. Берман, Т. Э. Груберт ; [оформл. по рис. худож. Е. Е. Лансере, И. А. Тимофеева]. – Москва ; Ленинград : Изд. Всероссийского театрального общества,   1941.  – 107 с. : ил. - К столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова.

С большим вкусом оформленная книга погрузит читателя в мир лермонтовского маскарада и доставит большое эстетическое наслаждение. Здесь представлены рисунки и эскизы А. Я. Головина к постановке драмы Лермонтова в Александринском театре. Спектакль, приуроченный к 100-летнему юбилею со дня рождения писателя,  должен был стать одним из самых грандиозных событий театрального Петербурга 1914 года. Однако, в связи с начавшейся Первой мировой войной, эта постановка смогла осуществиться только 25 февраля 1917.
Александр Яковлевич Головин (1863 – 1930) –  художник, сценограф, активный участник объединения «Мир искусства», с 1912 – действительный член Академии художеств. Совместно с К. А. Коровиным принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1902 был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создал свои наиболее красочные сценические образы. Был участником выставки «Современное искусство», которая проходила в 1903 году в доме на Большой Морской, 33. (Сейчас здесь располагается ЦГДБ им. А. С. Пушкина). К моменту создания эскизов к драме М. Ю. Лермонтова Головин уже был крупным мастером. Известно, что сам художник придавал оформлению «Маскарада» очень большое значение, считая его наиболее трудным и лучше всего удавшимся. История, быт, прически, костюмы, обусловленная ими манера держаться, убранство комнат, начиная от мебели и заканчивая мельчайшими безделушками –  буквально все нашло отражение в художественном замысле.
В книге представлены 55 цветных репродукций и 96 тоновых иллюстраций эскизов на отдельных листах, а также дан перечень эскизов, хранящихся в Центральном театральном музее им. А. Бахрушина. Иллюстрации А. Я. Головина предваряет портрет художника работы А. Яковлева и статья М. Д. Беляева о нем.
Тщательно продуманная обложка с бумажной аппликацией в обрамлении тисненого картуша, изысканные заставки, концовки, развороты форзаца, сочиненные Е. Е. Лансере и И. А. Тимофеевым, делают издание настоящим произведением искусства.

 

38. Семенов, Л. П. Лермонтов на Кавказе / Л. П. Семенов. - Пятигорск : Орджоникидзевское краевое изд-во, 1939. - 221 с. , [1] л. портр. : ил. – На форзаце дарственная надпись: «Глубокоуважаемому Николаю Кировичу Козмину от автора. 10-I-41 г.».

Автор книги, Леонид Петрович Семёнов (1886-1959), - советский литературовед, искусствовед, профессор, заслуженный деятель науки Северо-Осетинской АССР. Специалист по кавказоведению и лермонтоведению. Известно, что интерес к великому русскому поэту у Семенова возник еще на студенческой скамье, в годы обучения в Харьковском университете. Его первая работа на эту тему «Очерки поэзии. М. Ю. Лермонтов» вышла еще в 1912 году. Основные работы учёного, посвященные изучению литературного наследия М. Ю. Лермонтова:  «М. Ю. Лермонтов», «Лермонтов на Кавказе», «Кавказские поэмы Лермонтова», «Лермонтов и фольклор Кавказа», «Лермонтов и Лев Толстой». Ученый оказался первым в российском лермонтоведении, кто нашел реальных прототипов героев произведений «Измаил-Бей» и «Хаджи Абрек».
Настоящая работа излагает важнейшие факты из биографии Лермонтова, связанные с его пребыванием на Кавказе и его поэтические мотивы, приуроченные к этому краю. Небольшую публикацию совершенно неизвестных документов о Лермонтове, Л. П. Семенов нашел среди бумаг личного архива историка Тенгинского пехотного полка Д. Раковича. Опубликованы документы были в провинциальном журнале «Горская мысль»,  их значение оказалось настолько великим, что не с чем сравнить. Находка этих документов в первые годы советской власти позволила установить хронологию пребывания поэта в различных местах Кавказа в первую и вторую ссылку, в 1837 и 1840-1841 годах. Эти новые данные Семенов и публикует в исследовании «Лермонтов на Кавказе». Книга дала многим современным ученым путь поиска новых документов о Лермонтове, которые удалось найти в российских архивах.
Адресат Л. П. Семёнова - Николай Кирович Козмин (1873-1942) - историк литературы, пушкинист, представитель «культурно-исторической школы». Член-корреспондент Академии наук СССР по Отделению русского языка и словесности.

39. Скабичевский, А. М. М. Ю. Лермонтов : его жизнь и литературная деятельность : биографический очерк  / А. М. Скабичевский ; грав. К. Адт. – 3-е изд. - Санкт-Петербург : Изд. Ф. Павленкова, 1912. – 98 с., [1] л. портр. :  ил. – Тип. Ю. Н. Эрлиха. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

Малоформатное издание в мягком переплете с портретами членов семьи поэта, видами мест, связанных с жизнью и смертью Лермонтова,  факсимиле рукописи.
Автор очерка, Александр Михайлович Скабичевский (1838-1911) -  литературный критик и историк русской литературы, преподавал русских язык и словесность в Смольном институте, тесно сотрудничал с А. Краевским, Н. Некрасовым, М. Салтыковым.  Для «Биографической библиотеки», помимо очерка о Лермонтове,  он написал биографии А. Пушкина, Н. Добролюбова, А. Писемского и др. Полемизируя с В. Г. Белинским, представил Лермонтова «гениальной натурой» индивидуалистического склада, поэтом, далеким от политических и иных «сознательных и предвзятых тенденций».

40. Щёголев, П. Е. Книга о Лермонтове : Выпуск второй / П. Е. Щёголев. – [Л.] : Прибой, 1929. – 248 с.

«Книга о Лермонтове» написана историком литературы и общественного движения, пушкинистом Павлом Елисеевичем Щёголевым (1877-1931). Один из крупнейших пушкинистов начала XX века, автор исследования «Дуэль и смерть Пушкина», Щёголев разыскал и впервые опубликовал дневник А. Н. Вульфа, установил ряд биографических фактов, собрал и изучил свидетельства зарубежных дипломатов о Пушкине. Предложил собственную концепцию событий, приведших к гибели Пушкина, повлиявшую на все последующие обращения пушкинистов к этой теме. Диапазон научных интересов П. Е. Щёголева был чрезвычайно широк - от Древней Руси до революционных событий XIX - XX вв. Им было написано более 600 работ: статей и научных трудов, рецензий и комментариев, пьес, сценариев и даже одно оперное либретто. Вместе с А. Н. Толстым Щёголев изготовил подложный «Дневник Вырубовой», который печатался в журнале «Минувшие дни». Пораженные его эрудицией, о нём писали: «Щеголев знает всё!».
В предисловии П. Е. Щеголев раскрывает суть книги: «Лермонтов в жизни, Лермонтов — человек и поэт, как он рисуется в представлении современников, в официальных свидетельствах и документах, на фоне подлинных исторических материалов эпохи. Восстановить этот образ в воображении современного читателя - вот задача настоящей книги». Автор уточняет, что хотя книга и рассчитана на широкий круг читателей и не является исследованием, но по принципу построения расходится с аналогичной по заданию книгой В. В. Вересаева «Пушкин в жизни». Щёголев считает подход Вересаева абсолютно ненаучным, так как любая, даже популярная книга для чтения, должна быть сделана из «добросовестного и проверенного» материала. Второй выпуск посвящен последним годам жизни М. Ю. Лермонтова, его дуэли с Мартыновым.

41. Яковкина, Е. Лермонтовские места / Е. И. Яковкина ; ред. Н. В. Капиева ; худож. Г. Н. Дубяго ; фото В. Л. Адамчука. – 2-е изд. -  Пятигорск : Изд. Гос. музея «Домик Лермонтова», 1949. - 143 с., [1] л. портр. : ил.

Скромно изданная книга в картонном переплете с изображением на обложке памятника Лермонтову в Пятигорске и многочисленными фотографиями в тексте. Состоит из двух частей. В первой, «Лермонтов на Кавказских водах», дан Пятигорск XIX века, представлена картина жизни поэта на водах. Во второй части, «Лермонтовские места», рассказывается об уголках, которые непосредственно связаны с именем поэта.
Автор книги, Елизавета Ивановна Яковкина (1884/1889-1982) -  лермонтовед, краевед, журналист. Писала научные работы и статьи, в том числе в «Лермонтовскую энциклопедию». С  1937 по 1951 год являлась директором музея «Домик Лермонтова».  В 1938 году ею впервые была подготовлена и издана экскурсия «По лермонтовским местам», которая затем публиковалась в газете «Пятигорская правда» в 1946, 1948,1949 годах.

 

Миниатюрные издания

42. Лермонтов, М. Ю. Лирика / М. Ю. Лермонтов ; оформл. худож. Н. Калиты . - Москва : Художественная литература, 1972. - 224 с., [1] л. портр. ; [50х68] мм.  - 5000 экз.- Суперобложка, ляссе.

Книга выпущена «Художественной литературой», в которой уровень подготовки книг был очень высок. В советское время с издательством сотрудничали лучшие литературоведы, переводчики, художники, а в штате работали профессиональные редакторы, корректоры, технологи. Регулярно выпускались так называемые «особо художественные» издания с большим числом оригинальных иллюстраций и миниатюрные книги. Примером может служить «Лирика»  М. Ю. Лермонтова, в которой представлены избранные стихотворения 1828-1841 годов.
Оформил книгу художник-график Николай Иванович Калита. Это один из лучших гравёров России. Большую роль в выборе творческого пути для художника сыграло знакомство с А. П. Остроумовой-Лебедевой, которая посоветовала ему заняться гравюрой. Международное признание пришло в 1959 году на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. Там Н. И. Калита был удостоен первой премии и золотой медали за великолепные иллюстрации к роману Стендаля «Люсьен Левен». Известный мастер книжной иллюстрации и экслибриса за годы работы оформил около трехсот книг, в том числе несколько миниатюрных изданий, создавая для них циклы иллюстраций в гравюре на дереве. Уроженец города Пятигорска, Н. И. Калита с детства полюбил произведения Лермонтова, сумел в небольших гравюрах ёмко передать значительное содержание поэзии. Тонкое мастерство, четкая художественная позиция мастера сделали портрет Лермонтова в миниатюрном издании настоящим шедевром.

43. Лермонтов, М. Ю. Лирика : поэзия / М. Ю. Лермонтов ; худож. Г. Серебрякова. - Омск : Омское кн. изд-во, 1990. - 319 с. : ил. ; [80х100] мм, [1] л. портр. – Суперобложка.

Толстая – 3 сантиметра – книжка, одетая в тёмно-синий балакрон, что называется «кирпич», наполнена самыми мрачными стихами Михаила Юрьевича. Доминирующий графический элемент, которым художник Галина Серебрякова решила украсить переплёт, напоминает математический символ бесконечности и постоянно повторяется на суперобложке, титульном листе, на восьми полосных рисунках, в качестве заставки к некоторым произведениям. Чёрный профиль автора на фронтисписе дополняет это впечатление.

44. Лермонтов, М. Ю. Люблю я цепи синих гор : поэмы и стихотворения / М. Ю. Лермонтов ; худож. В. С. Коваленко. - Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1983. - 174 с. : ил. ; [83х99] мм. - (Классики отечественной литературы о Кавказе).

 Колыбелью лермонтовской поэзии назвал Кавказ великий русский критик В. Г. Белинский. Да и сам Лермонтов, впервые ещё в детские годы побывавший на Кавказе, считал, что его выпестовали горы: «…Вы взлелеяли детство моё, вынянчили меня на своих одичалых хребтах…». Поэтическая память Лермонтова всегда хранила картины Кавказа. Он воспевал известных просветителей – Султана Керим-Гирея, Измаил-бея Хатакшокова, Шору Ногмова. За всё, что ему дал Кавказ, Лермонтов отплатил бессмертными произведениями. В сборник вошли поэмы и стихотворения великого поэта о Кавказе -  «Мцыри», «Демон», «Кавказ», «Кинжал», «Дары Терека», «Валерик», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» и др.

45. Лермонтов, М. Ю. Маскарад : драма в четырёх действиях, в стихах / М. Ю. Лермонтов ; вступ. ст., примеч., библиогр. списки А. И. Журавлёвой, В. Н. Некрасова ; худож. Г. К. Спирин. - М. : Книга, 1985. - 336 с. : ил. ; [60х94] мм. – Суперобложка, ляссе.

Предваряет миниатюрное издание большая статья литературоведов А. Журавлевой и В. Некрасова «Драма Лермонтова «Маскарад» в русской культуре». Основная мысль статьи выражена в конце: «…классическим явлением нашей культуры «Маскарад» стал не благодаря жизни в книге, а потому, что – как и мечтал его создатель – завоевал русскую сцену и навсегда остался на ней лучшим образцом нашей драмы романтического стиля».
Книга оформлена одним из лучших иллюстраторов Геннадием Константиновичем Спириным. Художник работал над оформлением книг, выходивших в разных издательствах Москвы, постоянно сотрудничал с «Детской литературой». Для издательства «Книга» сделал иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок и сборнику Я. Гашека «Пример из жизни». На фронтисписе мастер поместил портрет М. Ю. Лермонтова. Перед основным текстом «Маскарада» художник даёт изображения в полный рост основных действующих лиц драмы – Арбенина, Нины, Звездича, баронессы Штраль, Казарина, Шприха, а также  пять рисунков «окружения» - «Маска», «Чиновник», «Игроки», «Гости», «Слуги и служанки». Каждое действие предваряют развороты с изображениями театра и идущего в нём «Маскарада».

46. Лермонтов, М. Ю. Мцыри / М. Ю. Лермонтов ; вступ. ст. , коммент. библиогр. А. Немзера ; худож. Ю. Чарышников ; макет и оформл. Е. Корольковой. - Москва : Книга, 1989. - 198 с. : ил ; [60х94] мм. – (Книга и время).

 «Мцыри» подготовлен издательством «Книга». Этот солидный советский комплекс был основан в 1964 году на базе Всесоюзной книжной палаты. Выпуск ряда миниатюрных книг был приурочен к знаменательным датам. Поэма «Мцыри» напечатана к 175-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
 Иллюстрировал книгу львовско-нью-йоркский художник-график Юрий Чарышников, чьи работы выставлены во многих музеях мира. Он известен публике ещё с 1979 года. Тогда еще никому не известный художник начал работу над циклом литогравюр к книге Николая Гоголя «Петербургские повести». Но работу не приняло ни одно советское издательство.
 «Мцыри», как и «Петербургские повести» проиллюстрирован в стиле сюрреализма. Таково авторское видение поэзии М. Ю. Лермонтова. По мнению экспертов, уникальность этого издания в том, что в нем сконцентрированы два столетия: текст ХІХ, иллюстрации и форма книги ХХІ столетия.
 В секторе истории детской книги ЦГДБ им. А. С. Пушкина хранятся два экземпляра этой книги. Они отличаются оформлением. В первом экземпляре переплёт сделан из бумвинила, имеется суперобложка, оформленная художником Ю. Чарышниковым, ляссе и золотой обрез. Второй экземпляр оформлен московским издательством «ЯникО». Кожаный переплёт ручной работы выполнила Э. Крылова, ляссе отсутствует, обрез торшонированный.

47. Лермонтов, М. Ю. Мцыри / М. Ю. Лермонтов ; пер. на англ. яз. И. Железновой ; пер. на нем. яз. В. Фишера ; ил. худож. Ф. Константинов. - М. : Худож. лит., 1993. - 156 с. : ил. ; [66х93] мм. – Суперобложка, ляссе.

Первое издание книги вышло в 1984 году. В 1993 году «Художественной литературой» выпущено второе издание того же размера. Кроме русского текста оно содержит переводы поэмы на английский и немецкий языки.
Миниатюрную книгу украшают полтора десятка гравюр, выполненных известным мастером Фёдором Константиновым, в том числе на суперобложке. Книжка дополнена альбомом «Кавказские зарисовки» М. Лермонтова, в котором воспроизведены пятнадцать его картин и набросков.

48. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения в 3-х т. : Т. 1-3 / М. Ю. Лермонтов. - Москва : Изд-во Н. Берновой, 2003 ; [48х66] мм. - (Серия «500» : Поэтическая коллекция. - № 423-425). – В футляре. – Книги ручной работы.

 Миниатюрный трехтомник стихотворений М. Ю. Лермонтова был выпущен фирмой Н. Берновой в 2003 году. Издательство организовано в 1996 году семейной парой, школьным учителем Натальей Берновой и её мужем Евгением Гавриловым. Н. Ю. Бернова является членом Московского клуба любителей миниатюрной книги с 1998 года. Главное направление деятельности – издание «Серии 500», представляющей всё многообразие великой русской литературы XIX – XX вв. В целом серия представляет картину русской литературной жизни двух столетий. В «Серии 500» выделена подсерия «Поэтическая коллекция».
 Именно в «Поэтической коллекции» и вышли стихотворения великого русского поэта. В первом томе изданы стихотворения 1828-1830 гг., во втором – 1830-1832 гг., в третьем – 1833-1841 гг.  Изящные томики с портретами М. Ю. Лермонтова как внутри издания, так и на корешках, помещены в катонный футляр, на котором изображены виды Кавказа с картин поэта. Ручной переплёт.

 


 


 








© 1996 - 2013 Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С.Пушкина
Все права защищены