-
+








Как учились наши прапрабабушки
(из коллекции фонда редкой книги ЦГДБ им. А.С. Пушкина)

Амичис, Э. де. Отцы и детиАмичис, Э. де. Отцы и дети (Сuore). Ч.1 / Э.де Амичис ; пер. М. Н. Тимофеевой. - СПб. : Изд-во "Вестника знания" (В. В. Битнера), 1909. - 96 с. : ил.

Другое название этой книги – «Дневник школьника». Издание рассказывает о буднях итальянских школьников. Оно затрагивает не только учёбу, но и говорит о взаимоотношениях разных поколений – «отцов и детей». Разнородная гамма чувств присуща героям книги: слёзы сочувствия обездоленным, негодование по поводу бесчестных поступков некоторых ребят класса, чувство патриотизма, товарищества и т. п.
Это одна из тех редких книг, которые с одинаковым интересом читаются и детьми, и взрослыми. Для этой книги нет ни возраста, ни национальности. Она, подобно великим художественным произведениям стала достоянием человечества. В итальянском оригинале она носит название «Сердце». Во французском школьном издании – «Великое сердце». И действительно, Э. де Амичис (1846-1908) хотел, чтобы его книга пробуждала благородные чувства. Он посвятил свою книгу родителям, воспитателям и детям. Книга не только поучает, но и избавляет учителей от необходимости морализировать, так как достаточно только читать эту книгу детям, следя за производимым впечатлением.
Иллюстрации являются копиями рисунков знаменитых итальянских художников-иллюстраторов: А. Феррагути, Е. Норди, А. Сарторио, заимствованные из 116-го роскошного итальянского издания этой книги.


Бенуа, А. Н. Азбука в картинахБенуа, А. Н. Азбука в картинах / А. Н. Бенуа ; рис. А. Н. Бенуа ; худож. оформл., послесл. Е. В. Бархатовой. - Факсимильное воспроизведение книги "Азбука в картинках" Александра Бенуа : сделано с экземпляра из коллекции А. А. и Р. М. Тимофеевых (1904 г. изд.), хранящегося в музее-заповеднике Петродворца. – СПб. : Художник РСФСР, 1991. – 71 с. : ил.

«Азбука в картинах» создана Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960) - художником-графиком, живописцем, театральным художником, издателем, литератором, представителем русского модерна, автором современного образа книги, одним из основоположников общества «Мир искусства». Как подчёркивает Бенуа в мемуарах, зерна его будущих художественных пристрастий – в характере его любимых детских книг. Желание сделать «настоящую русскую книгу» для детей вылилось в создание «Азбуки». Опубликованные в №3 «Мира искусства» за 1904 г. наброски М. В. Якунчиковой к неосуществленной ей «Азбуке в картинах», где изображались народные кустарные игрушки, подтолкнули А. Н. Бенуа к созданию своей азбуки.
В конце 1904 г. «Азбука в картинах» издается в Экспедиции заготовления государственных бумаг – учреждении, основанном еще в 1818 г. и призванном к производству денег, гербовой бумаги, векселей, акций, однако ещё с 1838 года исполнявшей госзаказы по печатанию художественной литературы. С 1904 г. в Экспедиции создается Комитет по народным изданиям, Бесспорным достижением стали публикации русских народных сказок с иллюстрациями И. Я. Билибина и другие издания, сыгравшие роль в расцвете искусства книги в России.
«Азбука в картинах» является одной из самых знаменитых книг для детей не только в России, но и во всем мире. Изысканная графика Бенуа - до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации. Каждая страница "Азбуки" - удивительная завораживающая сказочная страна, которая помогала ребёнку войти в школьный мир, в мир русского языка.


Кондрашова, Е. Н. Дети СолнцевыхКондрашова, Е. Н. Дети Солнцевых : повесть для юношества / Е.Н. Кондрашова ; худож. Е. П. Самокиш-Судковская. – 4-е изд. - Петроград : Изд. А.Ф. Девриена, 1915. - 265 с., [1] л. портр. : ил. – Надпись: «Аля Нестерова».

В повести «Дети Солнцевых», напечатанной в год кончины её автора, Кондрашова вспоминает свою жизнь в Павловском институте, где она училась с 1843 по 1848 г. Действие отнесено к более ранней эпохе, к 1820-м годам. Действительность переплетена с творческим вымыслом так, что получились не простые мемуары, а художественная повесть. Елизавета Николаевна описывает в повести «идеальную» классную даму Марину Феодоровну Милькееву, которую одни ученицы считали «непонятой героиней», а другие – мучительницей. Её прототипом явилась М. Ф. Тиль. Благодаря ей, Е. Н. Кондрашова вынесла благоговейное воспоминание об институте, которым пронизана вся повесть. Страницы педагогических рассуждений классных дам были выпущены из издания как «неинтересные для молодёжи». Ещё в начале 20 века читатели оценили «глубокую нравственность» книги и отмечали отсутствие в ней романтизма и сентиментальности, что часто встречалось в такого рода произведениях.
Книга вышла с рисунками известного книжного иллюстратора Е. П. Самокиш-Судковской (1863-1924). В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» художница получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». Она входила в первый Дамский художественный кружок (1882-1918), иногда работала вместе со своим супругом, известным художником Н. Самокишем.


Лухманова, Н. А. Девочки : воспоминания из институтской жизниЛухманова, Н. А. Девочки : воспоминания из институтской жизни / Н. А. Лухманова ; с рис. Е. П. Самокиш-Судковской. – 2-е изд. - СПб. : Изд. А. Ф. Девриена, 1899. - 208 с., [10] л. : ил.

Как и Е. Н. Кондрашова, Н. А. Лухманова была ученицей Павловского института. В своей повести «Девочки» она описывает реалии школьной жизни институток. Интересны страницы книги, описывающие юность будущей подвижницы земли русской – матушки Таисии. В миру её звали Мария Солопова. Она была соученицей Н. А. Лухмановой по Павловскому институту. Писательница свидетельствует на страницах книги о богоизбранности Марии Солоповой. Уже с детства ее подружки по институту советовались с ней по всем духовным вопросам, называя ее в шутку «блаженная Салопиха». Несколько эпизодов книги ярко свидетельствуют о горячей и сильной вере Марии, о ее подвижнической жизни уже в стенах института, о её религиозном настроении и о призвании души к служению Богу и людям.

Махцевич, В. Веселые будни : из воспоминаний гимназистки / Вера Махцевич ; с рис. А. Н. Зеленского. – СПб. : Изд. А. Ф. Девриена, [нач. XX в.]. – 203 с. : ил.

В книге, написанной детской писательницей В. Махцевич (Новицкой), повествование ведется от лица маленькой гимназистки. Увлекательно и весело рассказывается об учебе в гимназии, учителях, подругах и семье. Прочитав книгу, читатель не только посмеется над забавными историями, но и узнает много интересного о том, как учились и жили девочки в начале XX века.
Книга иллюстрирована известным художником-плакатистом Зеленским Александром Николаевичем (1882-1942).

 

Обновление школы : педагогический журналОбновление школы : педагогический журнал Кн. 11. № 1 / ред.-изд. А. Зачиняев ; отд. «Экспериментальной педагогики» под ред. П. Р. Радосавльевича. - СПб. : Тип. Алекс.-Невск. Общ. Трезв., 1912. - 64 с. : ил. – Переплетено вместе с Кн. XII- XV (№2-5).

«Обновление школы» - один из известнейших педагогических журналов XIX века. Выходил 10 раз в год в 1911-1915 годах. Структуру журнала составляют статьи, очерки, наброски, опыты по психологии детства, методике обучения, гигиене и физическому воспитанию детей. Интересен отдел «Эспериментальной педагогики», в котором публиковал свои статьи профессор Нью-Йоркского университета П. Р. Радосавльевич. Содержание журнала составляют также «Очерки по народному образованию», «Критика и библиография», «Педагогическая хроника», «Объявления». Основная цель журнала – рассмотрение вопросов воспитания ребенка, формирования активной творческой личности.
В 1913 году редактором журнала становится поэт и теоретик искусства Александр Васильевич Туфанов (1877-1941). Не порывая с литературной деятельностью, он переключился на педагогическую работу, стал обучать глухонемых. Он гордился своей первой педагогической книгой: «Практическое руководство к лабораторным занятиям в первый год обучения детей арифметике и геометрии». А. В. Туфанов задумал «опрокинуть весь школьный строй». Будучи редактором журнала «Обновление школы», стал утверждать метод обучения «путем непосредственного чтения».


Позняков, Н. И. Товарищ : повесть из школьной жизниПозняков, Н. И. Товарищ : повесть из школьной жизни / Н. И. Позняков ; худож. Т. И. Никитин. - 5-е изд. - СПб. : Изд. А. Ф. Девриена, [1900]. - 248 с. : ил.

В 1890 году Николай Иванович Позняков (1856-1910) получил университетский диплом, что помогло ему сразу же стать преподавателем русского языка и словесности в Павловском и Елизаветинском институтах, а также в Василеостровской женской гимназии. Преподавал в частной гимназии Я. Гуревича, давал частные уроки. Им был написан ряд статей по вопросам: «Что и как читать детям», «Детская книга, её прошлое, настоящее и желательное» и др.
Успех повести «Товарищ» был обусловлен педагогической работой Николая Ивановича Познякова (1856-1910) и знанием детской психологии. Книгу оценили положительно Э. Э. Ухтомский, П. П. Гнедич, К. С. Баранцевич, Н. Н. Брешко-Брешковский, В. И. Немирович-Данченко и другие петербургские литераторы из кружка «Пятница». Повесть написана Позняковым по личным наблюдениям за поведением детей и являет собой пример художественного исполнения принципов «чистого искусства», которые исповедовал Позняков.


Чарская, Л. А. Записки маленькой гимназистки : повесть для детейЧарская, Л. А. Записки маленькой гимназистки : повесть для детей / Л. А. Чарская ; с ил. А. Бальдингера – Изд. 2-е. – СПб. : Изд. т-ва М. О. Вольф, [нач. XX в.]. – 172 с. : ил.

Повесть "Записки маленькой гимназистки" - одно из лучших произведений Лидии Чарской. Это трогательная, увлекательная и поучительная история сироты Леночки Икониной, приехавшей в Петербург учиться в гимназии. Героине сложно в новой среде, но душевная доброта помогает ей справиться с трудностями, подружиться с одноклассницами, понять и полюбить своих родственников. История девочки-приемыша привлекает читателей своим лиризмом и чистосердечностью. Это увлекательный рассказ о том, как учились и жили русские дети в начале XX века.


Чарская, Л. А. Большой Джон : повесть для юношестваЧарская, Л. А. Большой Джон : повесть для юношества
/ Л. А. Чарская ; ил. И. Гурьева. – Изд. 4-е. – М. ; СПб. : Изд. т-ва М. О. Вольф, 1911. – 293 с. : ил.

Чарская, Л. А. Люда Влассовская : повесть для юношества / Л. А. Чарская ; ил. В. А. Табурина, П. С. Захарова. – Изд. 4-е. – М. ; СПб. : Изд. т-ва М. О. Вольф, [нач. XX в.]. – 447 с. : ил.

Повести Л. Чарской «Большой Джон» и «Люда Влассовская» относятся к циклу «институтских» повестей и посвящены жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была и сама писательница. Воспитанницы института - пра-Чарская, Л. А. Люда Влассовская : повесть для юношествапрабабушки нынешних девочек. Какими они были, девочки XIX века? В институтских стенах, вдали от родного дома они жили в течение семи лет, здесь проходили их будни и праздники. Институт благородных девиц - закрытое учебное заведение для девочек, где совсем иная, чем дома жизнь, и свои порядки. Более, чем скромная еда, грубая одежда, сорок девочек в одном дортуаре, но среди сверстниц ярче выявлялись характеры, склонности и дарования и возникала настоящая, преданная дружба.
С сочувствием и любовью раскрывает писательница заповедный мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц. Повести Чарской воспитывают чувство собственного достоинства, долга и справедливости, учат товариществу, милосердию, добру.

 

Саша Черный Живая азбукаСаша Черный Живая азбука / Саша Черный ; рис. В. Фалилеева. – СПб. : Шиповник, [1914]. – 32 с. : ил. – (Библиотека «Жар-птицы»).

Поэтические азбуки (или азбуки в стихах и картинках), являясь отражением общекультурного феномена – внимания к начертанию букв, воплощенного в искусстве каллиграфии, – представляют собой жанр, обладающий двойственным характером. Действительно, это и учебный, и, одновременно, неучебный художественный жанр. С одной стороны, поэтические азбуки попадают в школьные учебники, поскольку направлены на решение чисто учебных, школьных задач (знакомство с начертанием букв, с их звуковыми значениями и др.), с другой – способствуют образному преображению и эстетизации отдельных букв и алфавита в целом.
Автор «Живой азбуки» - поэт и прозаик Серебряного века Саша Чёрный (1880-1932). Настоящее имя - Александр Михайлович Гликберг. Он получил широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. В 1912-1914 годах Саша Чёрный работал совместно с художником В. Фалилеевым. Вместе они выпустили книгу стихов «Тук-тук» (М., 1913) и «Живую азбуку». Интуитивно ощущая значимость буквы для ребенка на пороге школьного возраста, поэт затевает с буквами самые разные игры. Саша Черный устраивает маскарад букв:
А – стал аистом, Ц – цаплей,
Е – ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и все до капли
Подсмотрел и записал…
Художник, иллюстрировавший «Живую азбуку», Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950) – один из крупнейших русских граверов первой четверти XX века, мастер, который утвердил гравюру как искусство самостоятельное, равноправное с живописью. Ученик В. В. Матэ, Фалилеев первый стал работать в технике гравюры на линолеуме, создав ряд блестящих листов, которые продемонстрировали широкие изобразительные возможности этой техники.

Дорогие друзья!
Приглашаем вас в Сектор редкой книги познакомиться с изданиями, представленными в данном списке. Их можно потрогать, полистать, почитать. Вы также можете побывать в мире книжных сокровищ, которые привлекут внимание красочными суперобложками, преплетами из ткани и кожи, золота и серебра. 








© 1996 - 2013 Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С.Пушкина
Все права защищены