-
+








О БИБЛИОТЕКЕ »  Подразделения »  Отдел хранения фондов » 
Уважаемые книги - выставка книг к 70-летию снятия блокады Ленинграда

2 марта 1942 года блокадный мальчишка Юра Маретин взял обычную школьную тетрадку, поставил цифру "1" и записал: "Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан". К концу войны тетрадей стало десять. Это был список книг, прочитанных мальчиком во время войны.

По воспоминаниям скульптора Виктора Сергеевича Новикова,  другой блокадный мальчик Серёжа Канцырев ещё до войны начал собирать "уважаемые", как он говорил, книги на полке над кроватью. К сожалению, Серёжа не дожил до прорыва блокады, умер от голода. В последний день жизни подросток не хотел, чтобы друг растопил буржуйку, отказался от кипятка. Единственным его желанием было услышать строки из любимой книги - "Том Сойер". 

Нам хочется обозначить примерный круг чтения ребят непобеждённого Ленинграда. Издания, представленные в рубрике "Уважаемые книги", читали в годы Великой Отечественной войны. Они помогли детям выжить в суровые дни бомбёжек и голода.  Как писал Николай Браун, книги согревали в стужу "сильнее всех печей, что есть на свете".

Цикл литературно-документальных композиций, проводимых в читальном зале редкой книги ЦГДБ им. А. С. Пушкина к 65-летию Победы для детей Санкт-Петербурга, показал, что эти раритеты востребованы и сегодня. Современные читатели с волнением и душевным трепетом держат в руках бессмертные книги.

 

 

Арсеньев, В. К. Дерсу Узала,  1944

Арсеньев, В. К. Дерсу Узала [Текст] : / В. К. Арсеньев ; вступ. ст. И. Халтурина ; худож. Е. Чарушин ; обл., титул и форзац Д. Горлова. - 2-е изд. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 228 с. : ил. - (Наша родина).

Великий русский географ и путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев в начале XX века предпринял несколько экспедиций для изучения неприступной части Уссурийского края - горного хребта Сихотэ-Алинь. Его проводником был Дерсу из рода Узала, удивительный следопыт и охотник. Эта книга о двух экспедициях 1906 и 1907 годов, во время которых В. К. Арсеньев проводил свои исследования. Он посвятил данный труд своему другу и спасителю Дерсу Узала.

Книгу иллюстрировал знаменитый художник-анималист Евгений Иванович Чарушин. Он бережно сохранил белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, кусты. Тактично и осторожно изобразил поляны, поле, реку. И, конечно, мастерски - животных.

Борзенко, С. Десант в Крым: (из записок военного корреспондента), 1944 Борзенко, С. Десант в Крым: (из записок военного корреспондента) [Текст] : / С. Борзенко ; худож. П. Кирпичев ; обл. Г. Нисского ; отв. ред. В. Шкловский. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 31с. : ил. - (Военная библиотека школьника).

Книга "Десант в Крым" была издана в 1944 г. во время Великой Отечественной войны. Её автор - военный писатель Сергей Борзенко. Он участвовал в боевых действиях на Керченском полуострове в ноябре 1943 г. За отвагу и героизм, проявленные в этой операции, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Произведение написано по горячим следам, сразу после разгрома фашистских войск в Крыму.

Художник П. Кирпичев, выполнивший иллюстрации к данному изданию, также был участником героических событий в Крыму.

Габбе, Т. Г. Город мастеров или сказка о двух горбунах: представление в четырех действиях , 1943 Габбе, Т. Г. Город мастеров или сказка о двух горбунах: представление в четырех действиях [Текст] : / Габбе Т. ; обл. Титова ; стихи С. Я. Маршака. - М. - Л. : Искусство, 1943. - 145 с.

"Город мастеров" - одна из наиболее известных детских пьес Тамары Григорьевны Габбе (1903-1960), драматурга и фольклористки. Написана книга в блокадном Ленинграде в самую трудную зиму. В процессе работы писательница изучала старую фламандскую сказку "Караколь-Бистеколь". Сюжетная сторона не привлекла её внимания. Но Тамара Григорьевна воспользовалась именами отдельных персонажей. Пьеса-сказка вышла отдельной малоформатной книжкой в 1943 г. Впервые поставлена в 1944 г. и впоследствии не раз и с большим успехом ставилась в разных театрах нашей страны.

Напряженный интерес юных читателей того времени был вызван описанием в пьесе событий, происходящих в средневековом порабощенном городе. Люди, испытывающие все тяготы Великой Отечественной войны, олицетворяли себя со сказочными персонажами "Города мастеров", которые не желали мириться ни на мгновение с участью рабов.

Голубева, А. Мальчик из Уржума , 1944

Голубева, А. Мальчик из Уржума [Текст] / А. Голубева ; ред. А. Н. Пази. - Л. : Лениздат, 1944. - 203 с. : ил., [1] л. ил.

"Мальчик из Уржума" - первая и самая известная повесть  Антонины Георгиевны Голубевой (1899-1989). Это книга о детстве и юности известного революционера Сергея Мироновича Кирова (1886-1934). Благодаря своей теме произведение пользовалось особой популярностью у юных читателей 1930 - 1940-х годов. Книга выдержала более 30 изданий.

Главный герой книги - Сережа Костриков - любознательный, самостоятельный мальчик, который всего добивается своим трудом. Достоинство этой детской книги в том, что она показывает постепенное формирование молодого характера в сложных условиях российской глубинки конца XIX - начала XX века.

Голубов, С. Генерал Багратион, 1943

Голубов, С. Генерал Багратион [Текст] / С. Голубов ; отв. ред. И. Резникова ; худож. Н. Кузьмин. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1943. - 280 с. : ил., [1] л. ил.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Николаевич Голубов (1894-1962), мастер историко-биографического жанра, создаёт ряд произведений, изображающих героизм в эпоху войны 1812 г. В 1942 г. он пишет повесть о партизанской войне "Герасим Курин", а в 1943 г. выпускает для старших школьников свою книгу "Генерал Багратион". В ней писатель обращает пристальное внимание юных читателей на историю формирования, особенности психологического склада и повороты судьбы выдающего военачальника, генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона (1765-1812).

Иллюстрировал издание замечательный художник Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987), которого К. Чуковский назвал "самым литературным из всех наших графиков". Н. В. Кузьмин вошел в историю непревзойденным иллюстратором произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова. В своих рисунках он стремился к максимальной достоверности быта и характеров эпохи 1812 г. Рисунки книги "Генерал Багратион" помогают читать её творчески, медленно и вдумчиво.

Гроссман, В. Жизнь, 1944

Гроссман, В. Жизнь [Текст] : рассказ / В. Гроссман ; худож. Б. Дехтерев. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 31 с. : ил. - (Военная библиотека школьника).

"Жизнь" - книга о донецких шахтёрах. Герои рассказа, после бесславного, стоившего многих жертв наступления на Донбасс, вынуждены были уйти от немцев в штольни. Они показали необыкновенную отвагу и силу духа, противостояли врагу до последнего.

Впервые произведение Василия Гроссмана было напечатано в нескольких номерах газеты "Красная звезда" осенью 1942 г. Бойцы читали его и тут же отправлялись на боевые задания. "Жизнь" вдохновляла молодых людей на подвиги во имя Отечества.

Гроссман, В. Народ бессмертен, 1943 Гроссман, В. Народ бессмертен [Текст] : повесть / В. Гроссман ; ред. Г. Владыкин. - М. : Огиз ; Гослитиздат, 1943. - 192 с.

Существенную роль в воспитании патриотизма, единении армии и народа сыграла повесть Василия Семеновича Гроссмана "Народ бессмертен". Она упрочила известность Гроссмана как писателя. "Народ бессмертен" с волнением читали на фронте и в тылу. Повесть была популярна наряду с "Русскими людьми" К.М. Симонова и "Нашествием" Л.М. Леонова.

По словам литературоведа С. Липкина "написана она выразительно". Это первая сравнительно большая вещь Гроссмана о Великой Отечественной войне. Книга не потеряла своей актуальности даже после выхода в свет произведений "Все течет", "Жизнь и судьба" и стоит в одном ряду с другими произведениями Гроссмана о войне.

Гроссман, В. Оборона Сталинграда, 1944

Гроссман, В. Оборона Сталинграда [Текст] : / В. Гроссман ; худож. А. Ермолаев. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 78 с. , [1] л. ил. : ил. - (Военная библиотека школьника).


Очерки, вошедшие в данный сборник, написаны Василием Гроссманом на Сталинградском фронте. В них рассказывается о самых тяжёлых днях, пережитых защитниками города в сентябре - ноябре 1942 года.
Главы "Новый день" и "Сталинградское войско" написаны в декабре 1942 года, когда немецкие войска уже были окружены в районе Сталинграда. Они показывают, какое огромное значение имела эта битва в ходе Великой Отечественной войны.


Иллюстрировал книгу известный художник Адриан Михайлович Ермолаев, который более 40 лет создавал рисунки для книг А. Гайдара, Л. Пантелеева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Маршака и многих других детских писателей. В конце издания прилагается "Схема-панорама ликвидации окружённых немецко-фашистских войск в районе Сталинграда".

Дудин, М. Военная Нева : стихи. 1943.

Дудин, М. Военная Нева : стихи / М. Дудин ; обл. и заставки худож. В. Двораковского. – Л. : Военное Издательство Народного Комиссариата Обороны, 1943. – 30 с. – Подписано к печати 29/XII 1943 г.

Михаил Александрович Дудин (1916 - 1993) - поэт, переводчик, общественный деятель. Работал во фронтовых газетах, в том числе в осаждённом фашистами Ленинграде. Отдельные стихотворения печатались в журнале «Ленинград» в 1942-1944 годах. Михаилу Дудину мы обязаны созданием «Зелёного пояса Славы» – мемориального комплекса по кольцевой линии, где проходил оборонительный рубеж города. Автор надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище и на монументе героическим защитникам Ленинграда.

«Военная Нева» - один из «самых ленинградских» сборников поэта. Здесь Михаил Дудин поместил такие проникновенные стихи как «Бомбежка началась», «Мать», «И сразу приумолкли птицы». Лирическая печаль, описания природы и необыкновенный оптимизм и уверенность в победе отличают стихи поистине народного поэта М. Дудина. «Программным» можно считать стихотворение Дудина «Пётр». Обращение к «Медному всаднику» в дни войн и катастроф уже стало поэтической традицией. От истории Дудин обращается к своим современникам, называя их «потомками, сынами Великого Петра» и призывая защитить город.

Оформил книгу художник Валериан Дмитриевич Двораковский (1904-1979) – ученик Д. Митрохина и В. Конашевича. Виртуозно владевший всеми средствами книжной графики, наделенный богатой фантазией и безупречным чувством стиля, он быстро приобрел репутацию крупного и самобытного мастера и создал ряд классических работ, в которых выразилось понимание ансамбля книги – иллюстрации к сказкам Ш. Перро, новеллам Л. Фейхтвангера, сочинениям У. Шекспира, Ш. де Костера и др. Во время войны художник продолжал работать в блокадном Ленинграде. Он оформил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Избранное» А. Ахматовой, «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан-Дойля.

Дудин, М. А. Костёр на перекрёстке. 1944.

Дудин, М. А. Костёр на перекрёстке / Михаил Дудин ; ред. А. Прокофьев ; обл. и тит. В. Зенькович. – Л. : Государственное издательство художественной литературы, 1944. - 70 с. – 25000. – Подписано к печати 29/VIII 1944 г.

Книга «Костер на перекрестке» вышла летом 1944 года. Это военно-патриотические стихи. Они по своей тональности мужественны, энергичны. В них создан лирико-романтический образ русского солдата. Едва ли не половину вышедших книг Дудин любил дарить друзьям с надписями, а иногда и с рисунками: поэт отлично владел линией – даром художника. На встречах с читателями в Ленинграде, на занятиях литературно-художественного кружка ЛГУ, Дудин дарил экземпляры своего «Костра». В фонде сектора истории детской книги хранится «Костер на перекрестке» с дарственной надписью М. А. Дудина. Инскрипт расположен на обороте обложки: «Михаилу Юрьевичу на доброе здоровье. М. Дудин. 9/VI-45. Выборг».

Обложку и титул сборника М. Дудина «Костер на перекрестке» оформила Вера Владимировна Зенькович (1906-1985). График, член Союза художников СССР. Согласно «Реестру профессиональных художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.)» - художник двухмерного пространства. Основная деятельность – иллюстрации и оформление книг.

Дудин, М. Переправа : книга стихов. 1945.

Дудин, М. Переправа : книга стихов, 1939-1945 / Михаил Дудин ; обл. и заставки худож. Б. Семёнова. – Л. : Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1945. - 187 с., [1] л. портр. – 15000 экз.

В 1943-1945 гг. Дудин продолжает работать военным корреспондентом фронтовых газет. Затем - в редакции газеты «На страже Родины». В этот период выходит сборник стихотворений «Переправа». Дудин посвящает эту книгу своим друзьям – «гангутцам», балтийским матросам.

Оформил книгу Борис Семёнов. Работал молодой ленинградский художник в одном из самых известных детских журналов – «Костре», который издавался и в блокаду. В тяжелые военные годы Семенову лучше всего удавались образы мужественных защитников Родины. Чтобы казаться серьезнее и солиднее молодой художник отпустил бороду, за что коллеги из «Костра» нарисовали на него дружеский шарж.

Дудин, М. Фляга : стихи, 1943

Дудин, М. Фляга : стихи / М. Дудин ; отв. ред. А. Решетов. – Л. : Гослитиздат, 1943. – 84 с.

В 1939 г. Михаил Дудин оказался на русско-финской войне. Сначала простой солдат, разведчик, затем артиллерист, он шлифовал своё поэтическое творчество в самый разгар боевых действий. Книга стихов Дудина «Фляга» была подписана к печати 14 марта 1943 г. Стихи о войне с финнами, вошедшие во «Флягу», органически переходят в стихи об Отечественной войне, об обороне Ленинграда, о блокаде. Работники библиотеки им. М. В. Ломоносова вспоминали, что в 1943-1944 гг. поэт-фронтовик Михаил Дудин приходил на встречи с читателями и представлял свои книги.

Одно из ярких стихотворений сборника - «Соловьи». Солдаты в те дни переписывали его для себя. В наши дни оно стало хрестоматийным. «Соловьи» - баллада о трёхсотпятидесятом дне войны. В ней – сто строк, рассказывающих об умирающем солдате. Но, несмотря на смерть, встаёт солнце, приходит весна.
Стихи Дудина помогали выжить в суровые годы блокады. Каждый блокадник мог подписаться под этими строками:
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мёртвых мы поговорим потом.

Инбер, В. Душа Ленинграда : стихи : сентябрь 1941г. – июнь 1942 г.

Инбер, В. Душа Ленинграда : стихи : сентябрь 1941г. – июнь 1942 г. / Вера Инбер ; обл. раб. Т. Цинберг. – Л. : ОГИЗ, Худож. лит., 1942. – 40 с. – 15000 экз. – Подписано к печати 15/VII 1942 г.

Вера Михайловна Инбер (1890-1972) - Поэт. Журналист. Первые публикации появились в одесских газетах в 1910 году. Проведя три года в блокадном Ленинграде, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе.
В антифашистский сборник «Душа Ленинграда» вошли наиболее значительные вещи: глава из поэмы "Пулковский меридиан", "Ленинградская весна", «Трамвай идет на фронт» и другие стихи. К художественным произведениям Веры Михайловны Инбер, представленным в этом издании, не стоит подходить как к обычным стихотворениям и поэмам. Ее поэзия – прямое продолжение дневников и статей, то есть документалистики и публицистики. Это поэзия, направленная на то, чтобы быть прочтенной вслух - здесь же, в осажденном городе, - на то, чтобы как можно точнее передать происходящее. Она должна давать надежду, поддерживать, лечить, поэтому здесь важнее не то, как сказано, а то, что сказано. Это, конечно, очевидно и для самой Инбер: стих, как следует из названия одной из ее статей, должен быть боеспособен. На титульном листе книги автограф: «В. А. Успенскому на память о встрече в Ленинграде. Вера Инбер. 11/VI.43 г.».

Оформитель обложки сборника, Тамара Сергеевна Цинберг (1908-1977), - российский книжный график и детский писатель. Автор повести «Седьмая симфония», сказок о крошечном мальчике Скирли-Мирли, стихов, дневников, в которых сочетаются автобиографические заметки и размышления о специфике книжного оформительского искусства. В грозные дни Ленинградской блокады Тамара Цинберг была бойцом местной противовоздушной обороны и продолжала заниматься художественным оформлением книг. С 1941 года Цинберг становится членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работает в ней все последующие годы.

Инбер, В. О Ленинграде : поэма и стихи. 1943.

Инбер, В. О Ленинграде : поэма и стихи / Вера Инбер ; рис. А. П. Остроумовой-Лебедевой ; тит. и обл. В. Зенькович. – Л. : Государственное издательство художественной литературы, 1943. - 78, [1] с. : ил. – Подписано к печати 29/XII 1943 г.

В сборник, проникнутый пафосом борьбы с фашизмом, вошли поэма «Пулковский меридиан», над которой Инбер продолжала работать и после выхода её первого издания, и различные стихотворения блокадных лет. Обращают на себя внимание стихи, говорящие о роли культуры в жизни Ленинграда: «Дневной концерт», «Пушкин жив». Особенно важны для нас строки, говорящие о любви ленинградцев к А. С. Пушкину:
От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки.
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!»

Тут книги у меня. Тут Пушкин!»
Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создания поэта.

В больнице долго он, без сил,
Лежал, как мёртвый, на подушке,
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив!»

Ценность сборнику придают иллюстрации Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871-1955), выдающегося мастера видовой гравюры, коренной ленинградки. Она, как истинный патриот своего города, не покинула Ленинград в блокадную зиму 1941 - 1942 годов. Она продолжала писать свои акварели, работать над «Автобиографическими заметками» и иллюстрациями к книгам. В годы войны она создала графическую серию с видами блокадного Ленинграда.

Инбер, В. Пулковский меридиан : поэма. 1942.

Инбер, В. Пулковский меридиан : поэма / Вера Инбер ; отв. ред. Б. Папковский. – Л. : ОГИЗ, Художественная литература, 1942. – 47 с. – 10000 экз. – Подписано к печати 20/XII 1942 г.

Воины, сражавшиеся под Синявином и Мгой, под Пулковом и Кронштадтом, считали ленинградцев-блокадников побратимами, а писатели-фронтовики числили в своих рядах и Ольгу Берггольц, и Зинаиду Шишову, и Веру Инбер.

«Как я обрадовался, - словно старого друга встретил!» - пишет с фронта Вере Инбер Г.Лекутский по поводу её поэмы «Пулковский меридиан». И объясняет – почему: «Мне дорого было всё это: ведь все трудности я переживал вместе с Вами. В ней (поэме) сумели Вы так умело сплести и личное горе, и массовый героизм ленинградцев».

Поначалу поэма «Пулковский меридиан» была задумана как продолжение «Путевого дневника». Но в процессе работы (поэма писалась почти три года!) она разрасталась, наполнялась живыми переживаниями и впечатлениями, превращаясь в самостоятельное, сильное и значительное произведение.

За поэму «Пулковский меридиан» В. М. Инбер в 1946 году была удостоена Государственной премии СССР.

Катаев В. Флаг, 1942

Катаев В. Флаг [Текст] : рассказ / В. Катаев. - М. : Воениздат НКО СССР, 1942. - 14 с. - (Библиотека красноармейца: Из фронтовой жизни).

В годы Великой Отечественной войны фронтовые рассказы серии "Библиотека красноармейца" пользовались большой популярностью. Данная книга - второе издание рассказа Валентина Петровича Катаева "Флаг". Оно было подписано к печати 11.06.42. Впервые "Флаг" был издан в издательстве "Детская литература" в том же 1942 году. Оба издания печатались в Москве.

Автор указывает, что в основу этого рассказа положен подлинный случай. "Флаг" повествует о героической обороне форта на одном из островов на Балтике. Фашисты предложили условия капитуляции: должен быть вывешен белый флаг. Когда закончились боеприпасы и продовольствие, защитники пошли на хитрость. Они сшили огромный красный флаг и вывесили его ночью, чтобы враги не сразу поняли, в чем дело. На рассвете немцы поняли обман и пошли на штурм. Все защитники форта погибли, но благодаря флагу им удалось уничтожить очень много врагов.

Кулешов, А. А. Комсомольский билет, 1945

Кулешов, А. А. Комсомольский билет [Текст] : стихи / А. А. Кулешов ; пер. Н. Сидоренко, А. Сафронова, Н. Рыленкова, М. Петровых, В. Звягинцевой, М. Исаковского ; худож. В. Таубер. - М. - Л. : Детгиз, 1945. - с. : ил. - (Книга за книгой).

"Комсомольский билет" - стихотворения талантливого белорусского поэта Аркадия Александровича Кулешова, который начал свой творческий путь в 13 лет. Его произведения полны глубокой лиричности, простоты и выразительности.

Данный сборник - лирика военных лет. В поэмах и балладах Аркадий Кулешов отображает события Великой Отечественной войны. Он сам прошел дорогами войны и был награжден орденом Красного Знамени. В книге поэт-фронтовик рассказывает о боях за родную Беларусь. Его стихи звучат проникновенно и мужественно.

Куприн А. И. Белый пудель, 1944

Куприн А. И. Белый пудель [Текст] / А. И. Куприн ; худож. К. Рудаков ; обл. и тит. л. Т. Цинберг.  - Л. : Гослитиздат., 1944. - 44 с. : ил.

Издание готовилось в блокаду. Оно было подписано к печати 15 апреля 1944 года. Художник, принимавший самое живое участие в создании книги, К. И. Рудаков, жил и работал в осажденном городе. Иллюстрируя разные произведения, он не случайно обратился именно к "Белому пуделю".

Сама обстановка, в которой ему приходилось работать, тяготы и лишения, сделали его восприятие действительности более драматичным. Повесть А. И. Куприна давала Константину Ивановичу возможность изобразить внутренний мир человека, показать в иллюстративном материале тонкие психологические черты героев.

Маршак С. Я. Сказки. Песни. Загадки, 1944

Маршак С. Я. Сказки. Песни. Загадки [Текст] / С. Я. Маршак ; худож. В. Конашевич, А. Пахомов, Г. Фитингоф. - Л. : ОГИЗ ; Гослитиздат, 1944. -138 с. : ил.

По воспоминаниям жителя блокадного Ленинграда Юрия Маретина, самым любимым детским поэтом с довоенных времен был С. Я. Маршак. "В конце зимы 1942 года появилась его книжка "Сказки, песни и загадки" с иллюстрациями уже знакомых художников В. Конашевича, В. Лебедева, А. Пахомова." Она была издана в 1942 году в Москве в "Детском государственном издательстве". Затем небольшую партию этих книг переправили в Ленинград через Ладогу по Дороге жизни. С особым волнением ленинградские дети читали строки, которые им посвятил Самуил Яковлевич: "Нет ребят на свете доблестней, чем вы, юноши и дети с берегов Невы".

29 декабря 1943 г. книжка С. Маршака была подписана к печати в блокадном Ленинграде, а издана в начале января 1944 года. Сборник открывается стихами "Почта военная": "Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?" Многие ленинградские школьники знали эти строки наизусть и хором выкрикивали: "Это он, это он - ленинградский почтальон". Некоторым посчастливилось купить эту книжку перед самым Новым годом. Она оказалась прекрасным новогодним подарком для ленинградской детворы.

Осеева, В. Волшебное слово, 1944

Осеева, В. Волшебное слово [Текст] / В. Осеева ; худож. А. Давыдова. - М. - Л. : Детгиз Наркомпроса РСФСР, 1944. - 32 с. : ил.

"Волшебное слово" - один из ранних сборников Валентины Александровны Осеевой (1902-1969). Эта книга появилась во многом благодаря детям трудовой коммуны, которых воспитывала Осеева. Здесь напечатаны рассказы 1940-х гг., адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Истории, вошедшие в "Волшебное слово" посвящены теме нравственно-этического воспитания. Они помогают маленькому читателю усвоить ясные представления о добре и зле ("Хорошее"), повествуют о чуткости и эгоизме, честности и подлости, дают пищу для детских размышлений ("Печенье", "Что подумал ёж?", "Синие листья").

Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди, 1943

Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди [Текст] : / А. С. Пушкин ; [худож. В. Серов]. –  Л. : Гослитиздат, 1943. –  40 с. : ил.

"Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина занимает особое место в коллекции "Книги военной поры" читального зала редкой книги. Подписана к печати 2 октября 1943 г., издана в Ленинграде во время блокады.


 Иллюстрирована книга десятью рисунками. Имя художника не указано в выходных данных книги, но по манере исполнения иллюстраций предполагают, что это В. Серов.


Блокада Ленинграда была величайшей трагедией для миллионов людей. Но ни обстрелы, ни голод, ни холод не сломили волю ленинградцев. Они продолжали читать и издавать книги, проверенные временем.

Русские поэты о Родине, 1943

Русские поэты о Родине [Текст] : антология / cост. Б. В. Папковский, А. Г. Островский ; пер., титул, заставки Г. Епифанова ; отв. ред. Б. В. Папковский. - Л. : Гослитиздат, 1943. - 380 с.


В суровые дни, которые решали судьбу России и всего мира, 16 июня 1943 года была подписана к печати книга "Русские поэты о Родине". Она была издана в блокадном Ленинграде. Антология включает в себя лучшие произведения русской поэзии, пользующиеся всенародной известностью и любовью: "Слово о полку Игореве", "Задонщина", стихотворения М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского и др.
Стихотворения размещены по тематическому и смысловому принципу. Некоторые из них даны в сокращении. Специально для этого сборника В. М. Саяновым был сделан перевод памятника древнерусской литературы "Задонщина". Впервые был создан свод произведений, отражающих основные историко-литературные линии развития русской поэзии

Томашевский, Б. В. Пушкин и Родина, 1941

Томашевский, Б. В. Пушкин и Родина [Текст] : / Б. В. Томашевский, А. И. Грушкин ; АН СССР, ИРЛИ ; отв. ред. Б. С. Мейлах. - М. - Л. : АН СССР, 1941. - 35 с. - (Оборонная серия).

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, а 10 сентября 1941 года была подписана к печати книга Б. В. Томашевского и А. И. Грушкина "Пушкин и Родина". Она учила читателей любви к Родине.

Данное издание рассказывает о любви Александра Сергеевича Пушкина к народной поэзии, к русским народным сказкам, к историческому прошлому нашей Родины. Авторы рассматривают отношение великого русского поэта к Российской империи, к родственным нам славянским народам. Книга была создана для тех, кто в упорных и кровопролитных боях с фашистами отстаивал независимость отечества, а значит и великую народную культуру, одним из лучших и ярчайших представителей которой был Пушкин.

Чехов А. Каштанка. Белолобый текст : рассказы, 1944

Чехов А. Каштанка. Белолобый текст : рассказы / А. Чехов ; ред. Ф. Кричевская ; худож. В. Конашевич. - Л. : ОГИЗ ; Гослитиздат, 1944. - 38 с. : ил.

Книга подписана в печать 4 апреля 1944 г. Рисунки к рассказам Чехова были созданы художником Владимиром Михайловичем Конашевичем (1888-1963), который жил и работал  в блокадном Ленинграде.


Иллюстрации к рассказам Чехова кажутся сделанными порой как бы полушутя, полусерьёзно. Вместе с тем, надо подчеркнуть, что В. М. Конашевич никогда не был просто иллюстратором, а всегда - соавтором. И в этой книжке мы ценим неистощимую выдумку мастера, который изобретательно превращает текст книги в зримый образ, понятный каждому читателю.

Шефнер, В. Защита : стихотворения. 1943.

Шефнер, В. Защита : стихотворения / Вадим Шефнер ; [ред. В. Рождественский] ; рис. обл. М. Цинбера. – Л. : ОГИЗ: Государственное издательство художественной литературы, 1943. - 38 с. – Подписано к печати 20/VIII 1943 г.

Вадим Шефнер - участник Великой Отечественной войны. Поэт. Прозаик. Переводчик. Писать стихи начал в детстве. В 1933 году опубликовал в журнале «Резец» первое стихотворение «Баллада о кочегаре». В 1940 году издал первую книгу стихов «Светлый берег».

В книге «Листопад воспоминаний» Шефнер писал: «…Вторая книга стихов у меня, начинающего поэта, вышла в 1943 году в блокадном Ленинграде…Шагал я из издательства, прижимал десять авторских экземпляров, начался обстрел, пришлось простоять в подворотне, переждать. Я видел эту книжечку – «Защита», и ведь не залежалась она на складах! Как и книги других поэтов-блокадников. Они были нужны, хорошо раскупались. Ведь поэзия расширяет представления читателей о жизни, окружающем мире и этим помогает переносить лишения, скудость быта».

Сборник «Защита» состоит из трех разделов: «Подвиги», «Мой город», Вместо письма». В него вошли лучшие стихи из тех, что печатались в армейских газетах того времени. Редактором книги был поэт Всеволод Рождественский. Рисунок обложки М. Цинбера. Основной пафос сборника – любовь к родному городу. Шефнер не мыслил себя без Ленинграда. В дневниках он писал: «Может быть, и родился я благодаря Петру. Не будь его – не было бы Петербурга, и мои предки не встретились бы в нем. Город без меня я могу представить, но себя без города – Ленинграда – я представить себе не могу…».

Шишков В. Слава русского оружия [Текст]: картины войны России с Пруссией в 1757-1761 годах, 1941

Шишков В. Слава русского оружия [Текст]: картины войны России с Пруссией в 1757-1761 годах / В. Шишков ; ред. Г. Владыкин ; обл. работы Е. Я. Хигера. - Л. : Огиз ; Гослитиздат, 1941.- 108 с.

Книгу "Слава русского оружия" написал известный российский прозаик Вячеслав Яковлевич Шишков (1873-1945), автор романа "Угрюм-река" и исторической эпопеи "Емельян Пугачёв". Издание было подписано в печать 13 октября 1941 года, отпечатано в типографии №1 им. Володарского в блокадном Ленинграде.

Эта книга повествует о важнейших событиях Семилетней войны (1756-1763). Победа России над Пруссией в XVIII веке пробудила в русских сознание собственной силы и способность соревноваться с европейскими державами, дала ей боевых генералов русского происхождения. В пятой главе В. Шишков писал: " В семь часов раздалась команда, забили барабаны. Началось торжественное вступление русских войск в Берлин." Когда ленинградцы читали эти строки, в них крепла уверенность, что блокада будет снята, что Берлин будет снова взят.

Эренбург, И. Война (июнь 1941-апрель 1942), 1942

Эренбург, И. Война (июнь 1941-апрель 1942) / И. Эренбург ; отв. ред. А. Мясников. – М. : Гослитиздат, 1942. – 385 с.

«Война» - сборник очерков Ильи Григорьевича Эренбурга, ставших в те грозные годы фактом не только литературы, но и жизни. Военная публицистика на время отодвинула на второй план все предшествующее творчество писателя. Более того, необыкновенный взлёт популярности Эренбурга был вызван именно его публицистикой военных лет. Он стал обладателем самого громкого литературного имени. Даже Симонов, Твардовский, Гроссман, кумиры фронтовых читателей, уступали ему. Дело было не столько в литературных достоинствах статей и очерков, сколько в том, что они были обращены к простым людям, защищавшим своё Отечество, к солдатам, сидящим в окопах, к тем, кто прошёл суровые испытания во время войны.

«Войну» знали, читали даже те, кого художественная литература не интересовала, кто обычно не брал в руки книг. Виктор Некрасов вспоминал, что читал эти военные статьи Эренбурга солдатам вслух, «...и слушали они их не перебивая и, главное, не засыпая». Немало высоких отзывов о «Войне» принадлежит зарубежным писателям. Пристли считал Эренбурга «лучшим из известных нам русских военных публицистов», а Хемингуэй выразил своё восхищение в письмах Эренбургу, приглашая его на Кубу.








© 1996 - 2013 Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С.Пушкина
Все права защищены